Харьковские работодатели массово не отдают зарплату уволенным из-за войны: как выйти из тупика

Харьковские работодатели массово не отдают зарплату уволенным из-за войны: как выйти из тупика
Обычно харьковские мародеры тащат спиртное, сигареты и закусон, но месяц назад один был задержан за кражу холодильника из “Кулиничей”. Фото со страницы Сергея Болвинова

Как отмечается в общенациональном исследовании компании Advanter Group, за время полномасштабного российского вторжения мелкие и средние хозяева в Украине сократили треть персонала, еще треть отправили в отпуск. Микробизнес сократил 42% своих наемных работников, малый бизнес – 24%, средний – 18%. Из оставшихся работать 42% получают сокращенную зарплату. 21,6% предприятий полностью прекратили работу, еще 34,3% – почти полностью. Общие прямые потери малого и среднего бизнеса за только четыре недели войны оцениваются в 85 млрд долларов.

На крупных предприятиях ситуация получше, но тоже далеко не всегда. Многие из отличившихся грабежом во время пожара и до войны находились в нашем черном списке харьковских работодателей, а после появления волонтеров с гуманитаркой уж подавно решили, что уволенные без денег не пропадут. Характерным примером являются всем известные “ШвидкоГроші”:

“Работал в Харькове в компании, долгое время все было ничего так вроде, пока к нам не пришла война. Компания своих сотрудников кинула тупо через х*й, о чем тут говорить, если клиентов за людей не считают, что тогда говорить про работников. Вообще зп не дали, сказали “по возможности будем платить”, так ещё и поувольняли кучу людей. И да, ещё забыл сказать, кредиты никогда не берите у них, 1 причина – владелец этой компании российская свинособака, 2 – обдерут как липу вас на %, ну и 3 – если уже попали в этот ад, пишите заявление в НБУ. Хочу передать привет директору этой шараги Холоду и его пешкам Тесленко и Черовнову. Надеюсь, п…дец не только росийской федерации будет, но и этой компашке”.

Или крик души трехнедельной давности с пресловутого хлебокомбината “Кулиничи”:

“Харьков. Военное время! Зарплату не выплачивают за февраль! При этом минимальный размер заработной платы на период простоя не по вине работника не может быть меньше 2/3 тарифной ставки (должностного оклада). Собственно, ни зарплаты честно заработанной, ни какой-либо помощи! Люди, не идите туда работать и не ешьте там ничего. Шарашкина контора! Которая ещё выключила у себя на заводе все телефоны!”

Даже на объектах критической инфраструктуры, где сокращения не велись, положение не улучшилось несмотря на ответственность обстановки:

“У меня мама осталась в Харькове, работник теплосетей. Сегодня звоню, а она мне рассказывает, что зарплату задерживают. Вместо того, чтобы поднять зарплату, – пожаловалась нам в начале недели харьковчанка Кристина Егорова. – В мирное время она работала 1/3, теперь работает 1/2 или 1/1, еще что-то добавить надо. Хотя бы то, что заработали, выплачивали вовремя…”

Совсем не повезло тем, чьи наниматели не только исчезли с деньгами, но и не оформили увольнение, чтобы люди могли устроиться на другую работу. Пенсионный фонд, Гоструда и т.д. не желают на это реагировать из-за военного положения. Такая история, в частности, уже два месяца в сети медлабораторий “Новая Диагностика”:

Отчаянная ситуация сложилась на периферии. Вот что, например, пишут в чате Солоницевки: “В пригороде работы нет. Доехать в город – это максимум Холодка. Огороды – ещё ничего не выросло, а запасов не у всех хватает “от сезона, до сезона”. На мыловаре не берут, мивина и крабы всех набрали, бисквитку город запретил запускать, отпускают склады. Даже не хочу озвучивать, сколько людям заплатили за прошлый месяц”. А об оккупированных населенных пунктах Харьковского района нечего и говорить. Ни магазины, ни банкоматы там не работают, воды хорошей и то попить сложно. Обо всем этом мы писали в отдельной статье.

Если помощи сверху ждать не приходится, то на кого надеяться? Только на самих себя. В тех отраслях, где возможна самозанятость, стать спасением может кооперация, позволяя и эффективнее распоряжаться скудными ресурсами, и легче находить заказчиков. Чтобы создать кооператив, нужно учредительное собрание не менее троих желающих, главными принципами работы являются добровольность и равенство. В т.ч. равенство управления – к примеру, исключить члена кооператива (тем самым лишив его работы) по желанию левой пятки и своего кошелька работодатель не сможет, во-первых, в силу своего отсутствия, а во-вторых – т.к. подобное решение принимается коллективно, что, помимо прочего, позволяет и исключать тех, кто не желает лично в него вкладываться своим трудом. Сооснователь развивающейся кооперативной сети из нескольких десятков человек Антон Парамбуль говорит нам об этом:

“Без ресурсов ничего не сделаешь. Конечно, людям стоит объединиться, написать проект, прописать, что им нужно, и всё, чего не хватает, попробовать банально обратиться к знакомым, родственникам, друзьям, людям из организаций каких-то, зарубежным фондам и т.д. Наш коллектив, было дело, начинался с 200$ одолженных. Вот, допустим, объявление о продаже оборудования в связи с закрытием пекарни. В чем проблема? Скинуться? Взять в долг под небольшой процент? В том и проблема, что люди ищут какую-то таблетку от всех болезней. Но даже 40 тыс. гривен на оборудование – это не проблема для 4-5 человек, которые реально имеют желание что-то замутить, особенно если они не алкаши, не наркоманы и не имели проблем с займами раньше. Другое, что нужно – это машина для такого дела, чтобы какой-то человек договорился с магазинами и развозил продукцию. Помещение нужно, конечно, с водой. Можно взять помещение, чтобы было подешевле, не в самом Харькове, а в каком-то предместье, в такой части, откуда до Харькова не так опасно довозить. Возможно даже, что у этих 4-5-7 людей найдется свое маленькое помещение, за которое они смогут не платить аренду. И таким образом кто-то зайдет в кооператив с машиной, кто-то со знаниями, кто-то найдет деньги, кто-то с помещением и т.д. Банальный пример стартапа.

Вот наш кооп во Львове, где нет таких проблем с харчами, как сейчас в Харькове, и он точно не такой разбомбленный. Но все равно много людей во Львове повыезжало, некоторые пекарни закрылись. Возле нас одна маленькая открылась, мы им помогли, вступили с этой пекарней в союз и занялись распространением их продукции. Всё! И вот наши там возят на машине, запаковывают и т.д. Вчера говорили, что уже есть 24 или 25 точек, в которые возят хлеб. Это один из вариантов. Когда много людей – намного сложнее, а на начальном этапе довольно легко создавать”.

Конечно, квалифицированные специалисты могут возмутиться тому, что какой-то неразбирающийся новичок будет иметь такое же право голоса, что и они, чем будет мешать работе. Однако и этот вопрос легко решается с помощью механизма ассоциированного членства – т.е. когда член кооператива может получать выплаты на те же паи, но допускается на общее собрание только с совещательным голосом. 

На благо города и всех кооперативчан!

Вдогонку рекомендуем также почитать, как профессиональная и кооперативная взаимопомощь налаживала экономическую жизнь Харькова во время войны и разрухи в лохматом 1918-м.

Кроме того, напоминаем о нашей “доске почета” крупных компаний, прямо в данный момент обдирающих население первой столицы через расценки на свои услуги.