Путь в тупик. Как выживает во время войны Южная железная дорога

Путь в тупик. Как выживает во время войны Южная железная дорога
Один из локомотивов, обстрелянных российскими войсками где-то на востоке страны
Фото: Александр Камышин

АО “Укрзалізниця”, давно уже являющееся глубоко убыточным, с началом полномасштабной войны полностью перешло на бюджетное финансирование. После 24 февраля ему было перечислено не менее 10 млрд гривен, однако потребности намного больше – 7 млрд в месяц. На практике дефицит финансирования привел к ухудшению условий труда рядовым работникам госпредприятия. С железнодорожников сняли практически все надбавки к зарплате, стали задерживать выплаты, а четырехдневка в компании официально действует для ряда категорий занятых еще с лета позапрошлого года.

В качестве решения финансовых проблем, включая зарплатный вопрос, Мининфраструктуры повысило с 1 июля на 70% тарифы на грузоперевозки. Еще месяц назад в ж/д профсоюзах сообщали, что персонал доведен до отчаяния и условия работы только ухудшаются: “Если бы не война, мы сейчас были бы уже под Кабмином, ведь фактически людей бросили на выживание – денег не платят, а объемы работы постоянно растут”. В предыдущие годы именно так и поступали. Хотя, например, на ЮЖД после начала войны наметился некоторый приток молодежи, ранее не шедшей работать за минималку. А на более высокую зарплату могут взять только по блату.

На всё это накладывается тот факт, что “Укрзалізниця” объявила дефолт по выплатам еврооблигаций. Это было связано в первую очередь с решением Верховной Рады не выплачивать долги, хотя деньги для оплаты долга имелись. Такое решение вызвано необходимостью экономии валюты для закупки газа на отопительный сезон. Вскоре после этого по запросу предприятия владельцы еврооблигаций разрешили отсрочить и реструктуризировать кредит. По итогам реструктуризации в долгосрочной перспективе УкрЖД будет платить больше: от 500 млн долларов до более чем 1 млрд долларов за 2026 г.

1 августа появилась информация, что международное агентство Fitch Ratings понизило кредитный рейтинг “Укрзалізниці”. Вследствие недавних новостей рейтинг предприятия упал с ССС (возможный дефолт) до уровня С (дефолт неизбежен). Понижение рейтинга очень сильно влияет на компанию, поскольку кредиторы, прежде чем принять решение о выдаче кредита, ориентируются в первую очередь на оценки авторитетных аналитиков. Для УкрЖД это означает, что кредитов будет меньше, а те, которые им все-таки выдадут, будут иметь невыгодные условия. Оплачивать эти займы, опять же, будут за счет коллективов, которые непременно столкнутся с увольнениями, снижением зарплат, ростом нагрузок. Учитывая и так плачевное положение последних, остается лишь спросить: куда же делись средства, вырученные УкрЖД за счет подорожания перевозок? Вместе с тем, наиболее заметными критиками “безумных зарплат топ-менеджеров на фоне сокращения рядовых железнодорожников” выступают горно-металлургические магнаты, под это дело продвигающие требование отмены подорожания провоза их товара.

Смотрим по теме: 19 человек на вакансию. Что с работой в Харькове после почти полугода под обстрелами.

Удар из РСЗО в полдень 12 июля по складу продукции харьковского завода “Южкабель”. Железная дорога – один из его основных заказчиков. Фото: ГСЧС

Смотрим по теме: Мертвая зона. Экономическая активность в Харькове восстанавливается минимально, с работой всё сложнее.

Ко всему прочему, станция метро “Южный вокзал” – одно из самых частых мест, где в Харькове вручают повестки. Гвардейцы кардинала пытались выполнять план и напрямую за счет сотрудников управления ЮЖД, как минимум один раз за это лето зайдя с “письмами счастья” в его здание (видимо, на беседу с начальником дороги). Но администрация это просекла и дала указание остужать их пыл: охрана на входе их больше не пропускает. Ведь при допуске на объект критической инфраструктуры нужно выяснять, что за бригада здесь бродит в камуфляже и с оружием – а при проверке документов как раз и выясняется, что это не те военные, кто рискует жизнью в бою, а те, кто рискует получить только солнечный удар.

Бронь от мобилизации – вопрос неоднозначный. Главнокомандующий письмом № 220/1469 от 11.03.2022 г. запретил бронирование ряда военных специальностей, коды которых указываются в военных билетах. “Брони нет, сказали что делают, ну делают её уже больше месяца, и не всем, зависит всё от звания и должности, что написаны в военнике. Есть определённый перечень должностей и категорий профессий, которым могут выдать бронь сроком до 6 месяцев. Потом бронь либо продлевается, либо её снимают, всё зависит от решения ТЦК”, – рассказывает железнодорожник Константин Подпоринов.

Поэтому так часто идут облавы на прохожих в подземке. Чтобы проскочить мимо них, работники ЮЖД стали с разрешения руководства приходить в управление пораньше. Отпускают их, соответственно, тоже в другое время. Но охотники так же не хотят упускать добычу, и на прошлой неделе прикатили в метро специально за 3 минуты (!) до окончания рабочего дня в управлении ЮЖД по новому графику. В целом, работающие там парни в военкомат не торопятся – “а как поезда будут ходить, если нас на устройствах не будет?”

На закуску, предлагаем глянуть еще довоенное откровение железнодорожника о каторжном отношении и практически тюремных порядках в их основянском подразделении.

Кроме того, рекомендуем также почитать, почему в наших краях такая низкая эффективность труда несмотря на огромное количество переработок по времени.

One Reply to “Путь в тупик. Как выживает во время войны Южная железная дорога”

Comments are closed.