“День Победы вирусом пропах”. Портреты на балконах и парад феодализации регионов

“День Победы вирусом пропах”. Портреты на балконах и парад феодализации регионов
Аллея Славы в Киеве. 9 мая 2019 г.


Одной из самых обсуждаемых инициатив харьковских властей за минувший месяц стала идея массового шествия “Полка Бессмертной Победы” в честь 75-летия победы над нацизмом во Второй мировой войне, который должен был пройти по ул. Сумской до Мемориала. Вечером 9 мая на площади Свободы планировался праздничный концерт. Всё это анонсировал 13 апреля Геннадий Кернес в социальных сетях.

Тем не менее, карантин внес свои коррективы. Марш отменили, но от самой акции не отказались. Городской голова призвал харьковчан 9 мая в 12:00 выйти на балконы с фотографиями дедов и прадедов, дабы провести общегородскую минуту молчания “в память и благодарность их подвигу”.

Позже мэр добавил, что в подготовке к мероприятию город готов помочь всем желающим: волонтеры прибудут по звонку, чтобы взять фото для печати, а через несколько дней вернут оригинал и вручат фотографию в рамке для участия во флешмобе.

То самое приглашение

В одних кругах идея встретила бурное одобрение, в иных же ярость благородная вскипела как волна – но, по данным областного ГУ Нацполиции, дальше сетевого перевыполнения плана по копипасте на полгода вперед дело не зашло. И если ранее торжества на 9 мая были известны в Украине преимущественно как пафосная казенная церемония чиновников, зачастую с фигурами больше самих монументов павшим, то в последние несколько лет праздничный энтузиазм исходит в первую очередь снизу. В этом плане сегодняшний день также не стал исключением.

Подобно летним крестным ходам УПЦ МП, девятомайские уличные мероприятия часто рассматриваются и своими сторонниками, и своими противниками как ответная реакция на антисоциальные меры правительства и попытки запрета либо вытеснения всего связанного с СССР. Однако в этом году вопросы магистрального курса государственного развития пользуются явно меньшим общественным вниманием, чем проблемы, связанные с эпидемией коронавируса и остановкой экономики. Нет ли еще каких-либо причин того, почему празднование 9 мая и в карантин сохраняет свою популярность?

“В результате длительного нахождения в условиях борьбы за выживание, украинцы в своем большинстве при любом кризисе надеются только на себя и свои силы. Будучи уверенными, что государство им, как минимум, не поможет. «Лишь бы не мешали», – такую фразу можно услышать довольно часто. И вот, в условиях закрытия страны на карантин, лишившись возможности выезда на работу за границу, украинцы оказались в условиях двойного стресса: и внутри страны нет возможности заработать на жизнь, и выехать в поисках лучшей доли нельзя”, – отмечает научная сотрудница Института социологии НАН Виталина Буткалюк. Вызванные кризисом ощущения тревоги и неуверенности укрепляют надежды на “заботливого, рачительного отца-хозяина” и “опытных, проверенных профессионалов во власти” – что и стремятся оседлать в преддверии планируемых на 25 октября местных выборов желающие выехать на них в образе “справедливого барина-заступника”.

Такого в ближайшие месяцы тоже будет много – всю зиму отапливать дачи хватит…

Среди гераклеевых подвигов практически всех фракций “лучших людей города” за время карантина особый размах, естественно, получили раздачи продуктовых наборов и cредств индивидуальной защиты. Так или иначе в антикризисной благотворительности отметились большинство политических сил Харькова и области, а Геннадий Кернес в союзе c Александром Ярославским отличились наиболее крупными масштабами.

Цена вопроса шла на миллионы гривен. Адресатами были малоимущие категории харьковчан, такие как пенсионеры и аудитория центров социальной защиты. Сообщалось и об использовании админресурса – к раздачам привлекались учителя, водители коммунального транспорта, сотрудники органов власти и другие зависимые от власти слои населения.

Этим тактика Геннадия Адольфовича по засеванию своего электорального поля не ограничилась – заодно также прозрачно намекнув слабеющей в борьбе с эпидемией и надвигающимся экономическим коллапсом центральной власти, кто в Харькове хозяин и с кем нужно считаться. Использование мэром коронакризиса для повышения своей популярности у электората и укрепления позиций в регионе с прицелом на местные выборы (несмотря на то, что формально избирательный процесс еще не начинался) не прошло незамеченным – в частности, для критичного к противоборствующим группировкам элиты Telegram-канала “TRUE.xa” с более чем 60 тыс. подписчиков.

Семейный подряд четы Цибульник

“Борьба на ринге принципиального противостояния харьковской городской власти и государства продолжается.

Первый раунд Геннадием Кернесом был проигран. Но проигран красиво и с пользой. Он просто закрыл все школы на карантин чуть-чуть позже, чем сделали это по всей стране, тем самым выиграв очки у потенциальных избирателей.

Второй раунд Кернес тоже проиграл так, что даже выиграл. Речь идет о закрытии метро и показательных попытках вернуть его харьковчанам. И снова ГАКа киевляне вроде бы поставили на место, но в то же время очков у Гепы прибавилось.

И вот он, третий раунд!
Недавно Кабмин запретил работу рынков по всей Украине. И все послушались. Ну, как все? Харьков и Одесса, как обычно, живут по своим правилам, поэтому и в Одессе-маме, и в нашем городе, несмотря на рейды полиции, уголовные дела и штрафы рынки продолжили работать.

Голова ХОГА Алексей Кучер даже пожаловался руководителю Офиса Президента на непослушного Гепу. Мол, сделайте что-нибудь, остановите его, распоряжение Кабмина есть – а на местном уровне решение о закрытии не приняли. В Киеве покивали головой, сказали – Аваков и Зеленский разберутся.

Они разберутся, конечно. И Кернес снова – официально! – проиграет. Но проиграет себе на пользу.
Почему?
А тут все просто.
Харьковчане любят базары. Там дешевле и веселее. И поторговаться можно, и пообщаться – целая социальная сеть по-харьковски.
А в супермаркетах дорого и народу много. И никто тебе скидочку не сделает, и “для своих” товар откладывать не будет, да и контрафактных сигарет в большом магазине не купишь.

И вот их, харьковчан, всего этого удовольствия злобный Киев лишает. А Кернес, бубочка, борется за права людей, на благо, так сказать всего города. А ему не дают добрые дела вершить, рынки закрыть заставляют.
И Геннадий Адольфович через пару дней вздохнет с сожалением, скажет: “Эх, я для людей старался, но все мои добрые начинания на корню срубили”. И подпишет распоряжение о закрытии рынков. Которое и так бы подписал, потому что еще одну статью заиметь в анамнезе не хочет.

И будет так: и Кабмин доволен, и Кернес вроде как проиграл, но на самом деле – выиграл.
И третий раунд снова будет, де-факто, за ним”.

Соцпакет в Люботине для граждан 80+

Кроме того, 7 мая этими же телеграмщиками был проведен анонимный опрос, в котором 53% читателей проголосовали за Кернеса на пост мэра Харькова. 24% выбрали вариант “Админ Трухи (против всех)”, остальные кандидатуры не преодолели 10-процентный порог: 8% за кандидата от “Слуги народа”, по 7% – за Фельдмана и Светличную, 1% – за Лесика. Участие приняли 8339 человек.

А в не менее популярном канале “Харьков тут ПЗДЦ”, тоже более чем 60-тысячном, несколько дней назад продолжили эту мысль:

КЕРНЕС хочет запустить метро уже 12 мая🚇

Можно предположить, что никто не даст ему это сделать. Но такое заявление поддержит большинство граждан, и это ему даст дополнительные очки к предстоящим выборам, заодно и понизит рейтинг кандидатов от “Слуги народа”, которые типа запретят ему открывать метро. Тут в любом случае он в выигрыше, учитывая, как он пилит бюджет на метро, в случае открытия, сможет дальше рубить кеш с билетов по 8💰” .

Скриншот: od.org.ua

С учетом вышесказанного, предложение выйти с портретами предков-освободителей на балконы и почтить их память минутой молчания вполне укладывается в логику других демонстративных презентаций градоначальником своей особой позиции по актуальным вопросам весны. То, что инициативу проведения “Полка бессмертной победы” большинство харьковского электората встретит положительно, у городского головы не могло вызывать сомнения. Опросы, проведенные в апреле сразу несколькими харьковскими Telegram-каналами, свидетельствуют об этом вполне однозначно – даже с поправкой на недостаточную репрезентативность голосования, ибо лица пожилого возраста мало представлены среди пользователей мессенджера.

Между тем, со стороны прозападной публики продолжают поступать дежурные разоблачения схем местной власти, но это не умножает ее рейтинг на ноль, да и вообще, никого особо не впечатляет. Украинский избиратель вполне терпимо относится к коррупции и легко голосует за “умеющих жить людей”, если видит в этом для себя хотя бы минимальную выгоду – и Харьков не является чем-то из ряда вон выходящим.

Так что момент для укрепления и демонстрации своей субъектности с использованием различными способами патерналистских ожиданий “молчаливого большинства” Адольфовичем выбран очень даже удачно. Впрочем, в тонком улавливании меняющейся конъюнктуры ему и раньше было сложно отказать. К тому же, растущие претензии местной власти на усиление своих полномочий и укрепление электоральных позиций отражают общеукраинскую тенденцию активизации «старых» кланов региональных элит перед близящимися выборами.

Бой с тенью на Госпроме!
Когда одна часть человека хочет отмечать 8-го, а другая – 9-го

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на следующий взгляд из страны, откуда и пришла к нам идея “Бессмертного полка”. Андрей Федоров, исследователь проблем исторической памяти из Москвы, говорит по этому поводу:

“Безусловно, память, причем не выборочная, а включающая в себя максимально возможный объем фактологической информации о трагедиях прошлого, важна как в обществах, переживших тоталитарную диктатуру, так и в тех, которые оставались в тот же исторический период формально «свободными». Однако невозможно выстроить что-либо прочное только на «отрицательных» идеях, в нашем случае – на памяти о кошмарах 20-го века. Несмотря на все разговоры в духе «никогда больше», войны в мире не прекращаются. А ведь, казалось бы, опыт 20-го века уже давно должен был отвадить людей от военной истерии.

Да, память обо всем этом важна, но, как можно видеть, она не спасает мир от все новых войн и социальных катастроф. Исторически одним из путей преодоления этой негативной стороны человечества стало развитие в 19-м столетии социалистических идей, устремившихся к построению в будущем нового, свободного общества, в котором все люди станут «братьями и сестрами», и не останется места для войн, насилия и нищеты. И вот, после десятилетий споров, первых проб и ошибок, к началу 20-го столетия глобальный «социалистический проект», активно развивавшийся многочисленными теоретиками и пропагандистами от социал-демократии (марксизма) и анархизма, вышел на большую сцену мировой политики, пиком чего стал подъем рабочего и революционного движения в мире в 1917-1923 гг.

Говоря об исторической памяти, таким образом, надо уделять немало внимания не только негативной стороне истории 20-го века, но и ее положительной (созидательной) составляющей. Речь идет как об идейном наследии социалистической мысли, так и о сохранении (восстановлении) памяти о конкретной «практике». Между тем, как выражаются некоторые современные испанские анархо-синдикалисты, общество в этом смысле оказалось подверженным социальному Альцгеймеру”...