День в истории Харькова. 24 июля (5 августа) 1860 г.

День в истории Харькова. 24 июля (5 августа) 1860 г.
Среди выдающихся исследователей таежных просторов есть и наш земляк

Родившийся в Харькове в этот день Алексей Алексеевич Макаренко был сыном военного чиновника. Рано осиротев, он был вынужден работать с самого детства — нянькой, мальчиком в трактире, учеником кузнеца… Позже с помощью старшей сестры поступил в реальное училище. В конце 1880 г. познакомился со старым бакунистом Виктором Даниловым и под его влиянием присоединился к харьковской группе анархо-народнической организации «Черный передел». Вел пропаганду среди учащихся и рабочих.

Летом 1881-го Макаренко был впервые арестован вместе с другими активными харьковскими чернопередельцами. Их предали Харьковскому военно-окружному суду; в январе 1882 г. Данилов получил каторгу, но все другие подсудимые были оправданы за недостатком улик.

После освобождения Алексей Макаренко и его товарищи восстановили чернопередельческую группу, новым лидером которой стал Юлий Бунин (брат того самого писателя). Макаренко стал одним из организаторов подпольной типографии и работал в ней, руководил кружком рабочих-портных; из Харькова часто выезжал в Полтаву и Кременчуг, помогая деятельности местных чернопередельцев.

Так продолжалось около двух лет, пока в январе 1884 г. типография не была обнаружена полицией. Выдал ее входивший в макаренковский кружок рабочий Федор Шкряба; выдал неумело, поскольку сразу оказался разоблачен и убит народовольцами, – но назвать жандармам имя Макаренко успел. В квартире Алексея прошел обыск, в результате которого было найдено большое количество революционной литературы: брошюры «Проект организации народной партии», «Программа действий кружка рабочих-народников», «Хитрая механика», «И сырые дрова загораются», «Чего хотят социалисты», «Извещение об издании “Библиотеки современного социализма”», прокламации на русском и украинском языках, а также издания московского «Общестуденческого союза». Сам Макаренко лишь случайно избежал ареста – при появлении полиции он не был в квартире и сразу скрылся из Харькова.

Больше года Алексей Макаренко жил на нелегальном положении, участвуя в работе народнических кружков в разных городах страны, преимущественно в Москве. В конце концов его арестовали в Кременчуге в 1885-м. Еще через год приговорили в административном порядке к ссылке в Сибирь.

Ссылку Макаренко отбывал в селе Ужур Ачинского округа Енисейской губернии. Заинтересовался этнографией, начал собирать материалы о жизни, обычаях, фольклоре местного населения. Участвовал в протестах ссыльных, в связи с чем подвергался арестам, а первоначальный срок ссылки – четыре года – увеличился до семи лет. Но и после окончания этого срока Алексей на некоторое время остался в Сибири, переехав в Красноярск.

В 1899-м Макаренко поселился в Петербурге и с помощью известного народника 1870-х Дмитрия Клеменца устроился на работу в этнографический отдел Русского музея. Революционные убеждения, выработанные в молодости, сохранил – участвовал в политических демонстрациях, в «гапоновском» профсоюзном движении и событиях «Кровавого воскресения», работал во Всероссийском крестьянском союзе. Снова пережил аресты – в 1902 и в 1905 гг. Но главным делом для него теперь стала научная работа: Макаренко организовал несколько этнографических экспедиций в Сибирь и регионы Дальнего Востока, за научную работу «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» получил бронзовую медаль Российского географического общества (РГО), а также премии Академии наук и Томского университета. В 1910-м был избран действительным членом РГО, формально имея всего лишь незаконченное среднее образование (5 классов реального училища). Тематика трудов ученого достаточно широка и включает вопросы хозяйства, быта, верований, обрядов, фольклора.

Самая крупная работа Алексея Макаренко была отмечена наградами трижды

Собранные им этнографические материалы насчитывают около 800 экспонатов. Наиболее ценными из них считаются полный комплекс шаманского чума, обрядовая охотничья одежда сымских эвенков, орудия охоты, принадлежности кузнечества, детские игрушки эвенков-орочонов Забайкалья. Макаренко привлекал к сбору коллекций местных жителей, успешно направлял их собирательскую деятельность. Так, крестьянин-сибиряк П. Т. Воронов в течение нескольких лет собрал для музея коллекцию, характеризующую практически все стороны культуры эвенков Средней и Нижней Тунгуски. Собранные местным инженером Е. В. Близняком по поручению Макаренко экспонаты включают уникальную берестяную лодку и атрибуты шаманского культа.

Об исследователе говорили, что слово «Музей» он всегда писал с большой буквы, а «бог» — с маленькой. И в поисках музейных редкостей не гнушался разорять эвенкийские могилы и священные места, чем приводил коренных жителей в ужас…

Когда 30 июня 1908 г. район реки Подкаменная Тунгуска сотряс загадочный метеорит,
в этих местах как раз работала приведенная Алексеем Макаренко экспедиция по изучению расселения эвенков, их образа жизни и шаманских обычаев

После Великой российской революции 1917-1921 гг. Алексей Макаренко продолжал работать в Государственном музее этнографии, состоял членом Комиссии по изучению племенного состава России при Академии наук. Также был членом Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев с момента его основания в 1921 году.

В 1923-м участвовал в первой крупной экспедиции в Забайкалье и Иркутскую область под руководством С. И. Руденко. Исследователям удалось приобрести большую коллекцию по культуре бурят, характеризующую различные стороны культуры этого народа: охоту, скотоводство, рыболовство, земледелие, одежду, домашние промыслы, жилище, украшения, детское воспитание и верования. До конца жизни Алексей Алексеевич Макаренко вел научную работу в Государственном музее этнографии в Ленинграде.

Точная дата смерти этнографа неизвестна. Он скончался от голода в блокадном Ленинграде страшной зимой 1941-1942 гг.

Анатолий Дубовик