
против карьера на площадь Свободы. Фото от очевидцев
Как писала в минувшую пятницу «Ассамблея», в селе Ольховка под Харьковом, где добывается песок для объектов «Жилстроя», подверглась атаке инициирующая борьбу с этим разрушительным для инфраструктуры проектом супружеская пара. Лишь по счастливому стечению обстоятельств обошлось без пострадавших: неизвестные бросили в окно боевую гранату, после чего вспыхнули два припаркованных перед домом автомобиля. Об общем контексте происходящего и о том, что стоит за этим тянущимся уже два года конфликтом, мы сегодня пообщались с пострадавшей в ту ночь — бывшей олимпийской спортсменкой Натальей Шибаевой.
— С момента нападения на ваш дом прошла уже неделя. Повлияло ли как-то это событие на ваши дальнейшие действия и удалось ли ему посеять в поселке, скажем так, атмосферу страха?
— Конечно, за всю Одессу я вам не скажу, но основной костяк людей, участвовавших в протестах, продолжает выходить. Люди настроены решительно, но в целом спокойно. Тридцать человек стоят мерзнут на морозе, отстаивая интересы села и свою природу.
— А что можно сказать в целом по поводу настроений в населенном пункте? Есть ли среди громады единство, или кому-то такое соседство наоборот нравится?
— Мне трудно об этом говорить. Может, кому и нравится, но я с такими не общаюсь. Понимаете, это село, и менталитет тут иной: люди запуганы и боятся открыто высказывать недовольство. Вчера опять выходили, стояли до 8 вечера, и сегодня тоже стояли. Та сторона пытается устраивать провокации, ставят так машины, чтобы другой транспорт не мог ездить. но люди молодцы, удалось не сорваться. Я сама лично просила, чтобы не дошло до столкновений.

— Как нам известно, три недели назад грузовикам с песком заблокировали дорогу и они до поры до времени перестали ездить. Но ведь это же было только обострением борьбы, которая началась намного раньше, так? Расскажите, пожалуйста, в общих чертах, как это выглядело.
— Во все инстанции обращались, более 100 обращений – от сельсовета до действующего президента. Реакции нет. На днях приезжал представитель Мониторинговой миссии ООН в Украине – я смеялась: мол, хоть вам мы еще не писали! Он попросил меня лично написать о нашей проблеме Верховному комиссару ООН по правам человека. Ну, это дело такое – писать не мешки ворочать. Одним письмом больше, одним меньше…
Суды тоже шли, но мы подавали иск не против карьера, а против органов государственной власти за их бездействие. Закон Украины «Про дорожній рух» предусматривает, что функцией районной госадминистрации является организация схемы дорожного движения. С мая 2019-го большегрузный транспорт шел по единственной асфальтированной дороге на Харьков. Это дорога общего пользования местного значения.
Суд вынес решение, обязал их организовать схему движения крупнотоннажного транспорта в объезд, за пределами села. Они подали апелляцию вместе с третьей стороной, ООО «Харьковнерудпром», которое и ведет добычу. Заседание назначено на 15 марта, вот ждем. Вы ж знаете, суды у нас в стране работают неспешно…

Фото: Михаил Зубков
— А еще, ходят слухи о том, что карьер действует нелегально или полулегально благодаря тому, что крышуется кем-то наверху. Вам известно что-либо на этот счет?
— Нет, это всё слухи. В том-то и дело, что все разрешительные документы у него как раз есть. Другой вопрос – как они получены. Аттестат о среднем образовании тоже ведь можно получить ходя в школу, а можно… ну, вы поняли. Как они смогли их получить, обойти вопрос транспортировки песка, рушить построенное за деньги налогоплательщиков – вот в чем вопрос. Согласование спецразрешения Госгеонедр, прохождение процедуры отчета по влиянию на окружающую среду, вот это вот всё.
— И, наконец, немного по поводу того, что ожидает дальше. Как вы считаете, будет ли покушение на вас расследовано и долго еще придется противостоять карьеру?
— Отвечу словами профессора Преображенского, которые он сказал Борменталю: всё, что угодно. Не могу сказать, что правоохранители ничего не делают, но каких-то результатов пока не видела. Пока ждем.
Отдельно хочу отметить: это вопрос не о противостоянии людей и карьера, конкретного предпринимателя – это о противостоянии людей и государства! Государственные органы и органы местного самоуправления попустительствуют карьеру. На добыче песка вообще официально работают только 7 человек, сколько неофициально – не знаю… Но через сельсовет идет мощнейший админресурс. Благодаря этому и устраиваются провокации, и имитируется поддержка со стороны общественности. Группа из 15-ти подписантов от лица громады создала видимость проведенных общественных слушаний. Есть чудная английская песня «15 человек на сундук» — рекомендую послушать именно английский вариант. Может, Сидор Ковпак подсобит 😊
— Что ж, надеемся, что всё в итоге будет хорошо. Спасибо за информацию!
— Спасибо и вам. Будем продолжать!
One Reply to “Карьер неуслышанных просьб. На грани гражданского противостояния в селе под Харьковом”
Comments are closed.