
Из 33-х содержавшихся там погибла почти половина. Фото от очевидцев
До столиц “цивилизованного мира” события на периферии доходят с задержкой. Предлагаем перевод напечатанного сегодня материала, подготовленного при участии одного из авторов нашего интернет-журнала для TAZ – крупной берлинской газеты на остросоциальную тематику, стремящейся быть альтернативой мэйнстримной прессе. Вдогонку добавив некоторые сведения, обнаружившиеся уже после отправки публикации в редакцию.
Сегодняшнее воскресенье является общенациональным днем траура в Украине после того, как 15 человек погибли в четверг в результате пожара в доме престарелых в восточном мегаполисе Харькове, а еще одиннадцать раненых или серьезно пострадавших пришлось госпитализировать в местную больницу. Оказалось, что организация работала без всяких разрешительных документов, и теперь уже в стране заговорили о реформе социальной сферы. Дома просто не существует на планах города, но к нему было без получения специальных разрешений подключено электро- и газоснабжение – от коммуникаций другого здания, расположенного на том же участке и оформленного надлежащим образом.
Сразу же после того, как стало известно о катастрофе, президент Владимир Зеленский на выходных прибыл в Харьков, где посетил выживших и узнал о пожаре на месте. В то же время он поручил министру внутренних дел Арсену Авакову лично заняться расследованием катастрофы.
Даже беларусский правитель Александр Лукашенко публично выразил Украине соболезнования. Премьер-министр Денис Шмыгаль объявил на внеочередном заседании парламента о создании специальной комиссии по расследованию пожара. По словам генерального прокурора Ирины Венедиктовой, причиной пожара в четверг стало неосторожное обращение с электроприборами.
Судя по всему, интернаты в Харькове небрежны не только в обращении с оборудованием. По соседству распространились слухи, что персонал почти не обращает внимания на пожилых людей. Как сообщила в телепрограмме ТСН соседка, она заметила, что женщины были легко одеты стоя за дверью на открытом воздухе при температуре -15 градусов. У одной даже были синяки на лице.
К настоящему времени арестованы четыре человека: владелец помещения, арендатор и его жена, фактически руководившая заведением, а также администратор, который координировал работу интерната, при этом не будучи там трудоустроен официально. Но это не решает реальной проблемы. Тот факт, что президент Зеленский объявил пожар главным приоритетом, также связан с тем, что катастрофа осветила табуированную до сих пор тему: положение пожилых людей в Украине.
По данным агентства «Укринформ», каждый пятый из примерно 7 млн пожилых людей в Украине живет без родственников. В то же время в стране всего 65 государственных домов престарелых, рассказала TAZ соучредительница фонда паллиативной помощи ProVita Маргарита Тулуп. В них могут попасть только те, у кого нет родных трудоспособного возраста. В последние два года инициативу стал активно перехватывать частный бизнес. Это именно тот случай, когда спрос рождает предложение.
Государство последовательно выносит социальные услуги за пределы сферы своей компетенции или оказывает их на крайне неудовлетворительном уровне, тем самым перекладывая эти расходы на граждан, пишет на своей странице доцент одного из харьковских вузов Дмитрий Вовк. Помимо уплаты прямых и косвенных налогов, даже расходы, связанные с рождением и смертью, зачастую ложатся на плечи семей – иначе велика вероятность столкнуться с услугами крайне низкого качества. Всё это происходит на фоне катастрофического социального неравенства, рост которого не прекращается.
В деревнях семьи часто сбрасываются вместе, чтобы снять для пожилых людей квартиру, говорит Тулуп. По всей стране появилось много частных домов престарелых, но количество таких заведений вызывает лишь недоумение. Потому что лицензированию подлежат только учреждения, оказывающие медицинские услуги. Например, по словам Тулуп, тем, кто предлагает «жилье с социальными льготами», лицензия не требуется. В такие квартиры разрешается входить только представителям власти по решению суда. Так, в Харьковской области зарегистрированы всего три частных дома престарелых. А по сведениям ГСЧС, они проверяют по области 118 подобных мест.
База налогообложения довольно большая, и очень многие работают нелегально. Как правило, в таких интернатах бывает много персонала, поэтому даже налоги на зарплатный фонд могут резко снизить привлекательность деятельности.
Хотя бизнес на престарелых не относится к числу наиболее прибыльных в Украине, он всегда рентабелен. Семьи погибших и пострадавших при пожаре в Харькове платили около 200 евро, тогда как в Киеве и области расценки начинаются примерно от 300 евро за кровать в комнате, которую приходится делить с тремя другими людьми, сообщили TAZ в редакции харьковского портала assembly.org.ua. В зависимости от набора услуг может понадобиться заплатить вдвое-втрое больше. Если взять за основу цену около 500 евро за трехкомнатную квартиру, предоставляющим остается немало. И люди активно ищут такие заведения, несмотря на дороговизну.
При этом каких-то особенных вложений не требуется: дом престарелых можно разместить в обычной частной усадьбе за забором или в другом относительно приспособленном для пребывания людей помещении, в том числе арендованном. Часто арендуют дома в сельской местности, с печным отоплением, без лифтов и пандусов. Что именно при этом происходит внутри – сказать сложно. Подопечным сложно кому-то пожаловаться, за исключением родственников, да и они нередко списывают все жалобы на возрастные особенности. Порой владельцам приходится договариваться с полицией и социальными службами, однако в основном контролируются лишь легально действующие сети учреждений.
Но заработок возможен не только на жизнях стариков. В передаче ТСН родственница задается вопросом, откуда в похоронном бюро взялся её номер телефона. Сразу же после смерти бабушки ей позвонили домой и предложили свои услуги.
Бернхард Клазен