День в истории Харьковщины. Ограбление в поезде 10 августа 1907 г.

День в истории Харьковщины. Ограбление в поезде 10 августа 1907 г.
Кадр из х/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»

В онлайн-архивах старых американских газет иногда можно встретить занятные истории о далеком для них Харькове, которые в наших газетах найти будет проблематично. Хотя и не факт, что эти истории во всем были правдой. Но вот одно из таких занимательных свидетельств, которое нашел харьковский блогер и айтишник Иван Пономаренко:

The Washington Herald, 10 августа, 1907:

Одесская железнодорожная полиция расследует ограбление на $600 тыс. ($16 млн в 2020 г. – Прим.), которое произошло в поезде «Харьков — Одесса» возле Люботина.

Мадам Добрынова, богатая землевладелица, уехала из Харькова на вечернем поезде, собираясь далее выехать за рубеж. Она была единственным пассажиром в купе и положила сумку с драгоценностями и деньгами перед сном под подушку. В поезде было очень жарко и она оставила окно открытым. Вскоре в окно залез мужчина, покрытый сажей. Он протянул руку к сумке, которую схватила испуганная мадам, и сказал ей: «Не сопротивляйтесь, иначе будет хуже». Она отпустила сумку, а грабитель выпрыгнул из окна.

Сумма, однако, по нынешним меркам астрономическая!

Видимо, грабитель передвигался по крыше, раз был покрыт сажей из трубы паровоза. Можно предположить, что он действовал «по наводке». К слову, во время революции 1905-1907 гг. экспроприациями часто добывали средства на подпольную деятельность – так, московские анархисты тем же летом 1907-го устроили экс на Реутовской платформе: у артельщика мануфактуры было взято 16 тыс. рублей, но так как часть денег была серебром, а нести мешок с серебром показалось налетчикам слишком тяжелым делом ввиду возможной погони, то 4 тыс. рублей они просто выбросили в овраг. Поистине прекрасное отношение к деньгам: зачем тащить тяжелый мешок, если завтра можно почистить кого-нибудь еще и, может быть, на более крупную сумму? В екатеринославских степях двое с наганами вообще останавливали пассажирские и почтовые поезда, без особых сложностей обчищая пассажиров первого класса. Ну, это надо было видеть: у дам, с которых снимали жемчужные ожерелья, слезы катились даже крупнее теряемого ими жемчуга… 

Кроме того, в июне 1907-го произошла знаменитая экспроприация в Тифлисе, когда большевики забросали гранатами и ограбили «инкассаторский» конвой казначейства, следовавший с почты в Тифлисское отделение Государственного банка, заполучив более чем $5 млн на нынешние деньги. Это была очень знаменитая история, в отличие от люботинской. За отдельной статьей о подобном ремесле в ту стальную эпоху – заходим сюда.

Фото: moniacs.kh.ua
Фото: moniacs.kh.ua

Газетчики в ту пору во всех странах очень любили раздувать из мухи слона, или просто выдумывать новости из воздуха. Поэтому к ним следует относиться с огромной долей здравого скепсиса — к сумме 600 тыс. могли дописать не один ноль.

На снимках — дореволюционные вагоны на площадке исторической железнодорожной техники на Киевском вокзале. Один из них возил Столыпина и был выпущен в Венгрии в 1910 г., а во время Первой Мировой возил генерала Брусилова по Юго-Западному фронту. Потом — членов Временного правительства и советских вождей. В 1920-х он был усилен бронированным поясом. 

Фото: moniacs.kh.ua
Фото: moniacs.kh.ua

Второй вагон был выпущен в Твери в 1912 г. и возил руководителей железных дорог по украинским губерниям. В 1918-м в этом вагоне был подписан предварительный договор об объединении УНР и ЗУНР. Любопытно, что в этих двухместных люксовых купе было «верхнее» место, в отличие от современных СВ, где оба места нижние.

Также добавим, что до пандемии коронавируса в Харькове чуть ли не каждый месяц взрывали или взламывали банкоматы. «Ассамблея» разбиралась, каким образом это обычно делалось и что известно о попавшихся налетчиках.