
Фото Владимира Кажанова
В первом десятилетии XIX в. возле Каплуновской церкви стояла усадьба художника Куликовского. Позднее, когда здесь возникла улица, она получила название Садово-Куликовской. Здесь долгие годы жил и умер известный украинский поэт П.П. Гулак-Артемовский (профессор, затем декан словесного факультета, а с 1841 г. – ректор Харьковского университета). Но усиленная застройка началась в конце позапрошлого столетия, в связи с открытием в 1885-м Технологического института – нынешнего НТУ “ХПИ”, а в 1891-м – Коммерческого училища.
Городская управа распланировала территорию, продавая небольшие земельные участки частным лицам для строительства особняков и доходных жилых домов. В это время Садово-Куликовской стала называться только та часть улицы, которая шла от Немецкой (Пушкинской) прямо вниз. То есть сегодняшняя улица Дарвина, получившая это имя в 1917 г.
Визитная карточка улицы – множество памятников архитектуры на примерно 700 м длины. Касаемо сегодняшней 104-й годовщины событий, ставших поворотной точкой в судьбе находящихся на улице зданий, желающие узнать о политических перипетиях Харькова в те дни могут почитать наш отдельный прошлогодний материал. Ну а вообще, пора немного отвлечься от хмурой осенней тоски вокруг. Насладимся буйством красок и солнца через фотопрогулку по знаковым объектам этого замечательного уголка!


Дом № 11 был построен в 1910 г. по проекту архитектора В.Г. Гауша для Чарльза Блэки – директора АО “Гельферих-Саде”, которое впоследствии станет заводом “Серп и молот”. Некоторое время он был и британским вице-консулом. Поговаривают, что находился в фаворе у королевы Виктории и даже вел с ней переписку из Харькова. Зданием владел до 1917-го.
В неспокойных 1917-18 гг. дом стал штаб-квартирой Харьковской ассоциации анархистов (индивидуалистского толка). В 20-х и начале 30-х здание служило гостиницей для иностранцев, позднее было общежитием при Харьковском обкоме КПУ. Ныне здесь размещается Дом художника.

Скрин от Анатолия Дубовика

Не менее знаменитые апартаменты архитектора Величко на Дарвина, 31 были возведены им для себя в 1901 г. Виктор Валерианович Величко родился в 1864-м в Варшаве, там же прошли его детские и юношеские годы. Окончив в Варшаве реальное училище, он поступил на архитектурный факультет Петербургской Академии художеств, где обучался одновременно с харьковчанином, будущим академиком архитектуры А.Н. Бекетовым. О том, как происходило устройство В.В. Величко на работу в Харькове по окончании академии, сведений нет. Возможно, этому содействовал Бекетов, родные и близкие которого занимали видное положение в городе и располагали обширными связями. Во всяком случае, вскоре после этого Величко получил государственную должность архитектора Управления Харьковского учебного округа Министерства народного просвещения, которую исполнял до Октябрьской революции.
Одновременно с 1895 г. он работал по совместительству (или, как тогда писали, “по найму”) архитектором Харьковского государственного университета. Прочно обосновавшись с семьей в Харькове, построил себе двухэтажный дом с одной лестничной клеткой, содержавший на верхнем этаже 7 комнат, в которых и проживал с родными. Пятикомнатная квартира на первом этаже сдавалась внаём. Участок для дома быв выбран в конце Садово-Куликовской, заканчивавшейся в то время тупиком. Место было тихое, с превосходным видом на сад Технологического института и на пойму реки Харьков.
Позднее вдоль улицы выросло много домов городской интеллигенции, в том числе построенный неподалеку собственный дом академика А.Н. Бекетова. С установлением советской власти В.В. Величко стал сотрудником Производственно-технического отдела ВСНХ УССР и работал там до конца жизни. Умер в 1922-м в возрасте 59 лет, заразившись сыпным тифом, эпидемия которого вспыхнула в то время в Харькове.

Весомое место в жизни Харькова на протяжении века занимала и династия купцов Рыжовых. Д.И. Багалей и Д.П. Миллер в монографии “История города Харькова за 250 лет его существования” упоминают имена Рыжовых 54 раза. Выходцы из Калуги, братья Рыжовы в 1818-1820 гг. владели в Харькове медеплавильной и шерстемойной фабриками. В дальнейшем им принадлежали разные заводы, склады, магазины и дома. Рыжовы активно участвовали в работе городского самоуправления. Их избирали гласными городской думы, в середине XIX в. один из Рыжовых был городским головой. Также принимали участие в церковных делах и занимались благотворительностью.
Потомственным почетным гражданином Харькова и гласным городской думы был купец второй гильдии Павел Павлович Рыжов. Он владел колокольно-литейным заводом в харьковском поселке Рыжов, фабрикой красок в Песочине, был совладельцем нескольких магазинов скобяных, шорных, электротехнических товаров. Колокольный завод был основан им в 1858 г. и быстро завоевал славу. В 1890-м, в память о спасении царской семьи при крушении императорского поезда под Харьковом двумя годами ранее, этим заводом был отлит 20-пудовый (328 кг) колокол из чистого серебра. Единственный экземпляр висел на соборной колокольне в Харькове и после революции бесследно исчез.
В 1911 г. сын этого промышленника Петр Павлович приобрел участок на Садово-Куликовской, имевший первоначально № 3, затем № 5, № 7 и, наконец, № 9 и заказал архитектору В.В. Величко построить дом-особняк. Он был построен в течение одного года и принадлежит к числу крупных успехов зодчего. После революции, в 1917-1918 гг., в этом здании действовала Харьковская губЧК. Некоторое время в нем работало Всеукраинское общество культурных связей с заграницей, с 1934 г. это Дом архитектора.






Дом № 35, по общему мнению его жильцов, в свое время построили для некоего немецкого купца, который из-за начавшейся в 1914-м войны с Германией так и не успел насладиться жизнью в новом помещении. В послереволюционные годы каждая комната бывшего особняка стала жилищем отдельной семьи, дом фактически стал большой коммунальной квартирой, не вполне утратив этот статус и по сей день:

Доходный дом купца Е.Д. Молдавского на Дарвина, 15. Построен по проекту А.И. Ржепишевского в 1912 г. Здесь снимали квартиры в основном представители среднего класса – врачи, учителя, инженеры, художники. В ранние советские годы, до переезда столицы Украины в Киев, в здании размещался Наркомат юстиции:






Конкретный пример того, как на этой улице когда-то происходило революционное изменение целевого назначения недвижимости. До 1916 г. дом на Дарвина, 33 (ранее это было Садово-Куликовской, 25) принадлежал германскому подданному Шмидту, а затем был реквизирован Министерством землеустройства и государственных имуществ. В конце весны 1917-го в управление 3-го комиссариата явились около 10 человек, назвавшихся анархистами-коммунистами, предъявив требование о командировании с ними в это нежилое здание кого-либо из коммиссариата для переписи оставшегося в доме имущества, т.к. они якобы получили разрешение занять его для своего бюро. В просьбе было отказано. Тогда визитеры захватили его, вступив с 28 мая в фактическое владение:

Им было на кого равняться. Ежедневный печатный орган федерации анархических групп “Буревестник” в своем выпуске № 2(41) от 5 января 1918 г. призывал из революционного Питера:
“Следуйте нашему примеру, берите дома в свои руки, чтобы не было больше домовладельцев-паразитов. Как и всюду, на Петроградской стороне началось движение в сторону обобществления жилищ (…) Что же касается хозяев-домовладельцев, то мы советуем им не противодействовать воле народа и естественному решению жилищного вопроса. Или добровольно отказывайтесь от всякой власти над вашими бывшими домами, или, приставив револьвер к вашему виску, мы заставим вас не противиться нам. Никаких уступок в жилищном вопросе! Ни шага назад, товарищи!”
Призыв с передовицы вышедшего спустя три недели № 17 (56) этой газеты, видимо, тоже разносился эхом по всем осколкам рухнувшей империи:
“Рабочие! Вы создали богатства, но все для чужих. Наступила пора создавать для себя. Фабрики, заводы, рудники – ваши! Усваивайте, расширяйте и углубляйте ваши технические умения. Создайте новую техническую культуру. И не будет больше “интеллигенции” и “массы”. Учитесь жить в Анархии, жить самостоятельно без интеллигентской касты. Творите Анархию!
Жильцы! короли углов! как крысы вы ютитесь в норах. Коснеющие во мраке – выползайте на свет! Вот дворцы, залитые солнцем – они ваши! Все для вас. Живите в Анархии. Вот дома, поселитесь в них. Творите Анархию!
Дворники! Обитатели подвалов, ваши дети чахнут без солнца, без света – берите ваше право на солнце, на свет. В роскошные пустующие залы поселите ваших бледных, хилых детей. Да будет вашим кличем: Солнце для всех, свет для всех! Творите Анархию!”

Вот такая вот она социальная революция, память о которой хранят эти стены. В ходе неё самые обычные люди берут свою жизнь в собственные руки, иными словами, начинают сознательно творить историю. Мы тревожим тени людей, давно покинувших этот мир, задавая ушедшим поколениям вопросы, которые стоят перед нами сегодня. Вся наносная кутерьма революции, все её безумства, ужасы и ошибки, её поражение и официозное выхолащивание не должны заслонять для нас сегодняшних её подлинный смысл. Как и заслуг тех, кто попытался пройти по этому пути через тернии к звездам.
Редакция выражает благодарность Василию Лозинскому за предоставление такого яркого контента.
Добавим, что, как недавно писала “Ассамблея”, Харьков утрачивает своё историческое наследие: остатки здания школы-интерната на Шевченко уже практически уничтожены поджогами.
С другой стороны, мы рассказывали и о том, как неравнодушные харьковчане своими силами восстановили уникальную раритетную плитку в одном из исторических домов на Дарвина.
2 Replies to “Листая старые страницы. Большое прошлое маленькой харьковской улицы”
Comments are closed.