
По договоренности с редакцией блога о дореволюционных видах первой столицы “Старый Харьков” печатаем рассказ этого коллектива об очистке закрашенного редчайшего кафеля в доме 1913 года постройки в самом центре нашего города. Как подчеркивается авторами, это должно быть лишь началом общественной деятельности по восстановлению харьковского исторического достояния и к участию в ней приглашаются все желающие.
Никогда не знаешь, насколько уникален твой город, его дома, история, люди. Порой ходишь мимо чего-нибудь, считая это вполне обычным… а потом некий хорошо осведомлённый человек из другой части земного шара говорит тебе, что такого, как у тебя под ногами, больше нет нигде. Всё познаётся в сравнении. Так нам не только “книжно”, но и собственноручно удалось прикоснуться к истории дома по улице Дарвина, 35 и к уникальной плитке, которой отделана его парадная. Но расскажем обо всём по порядку, начав с истории места.
Современная улица Дарвина имеет довольно замысловатую историю: до конца ХIХ века на самой своей середине круто поворачивала вправо и шла с горки вниз. Ниже по современному направлению улицы Дарвина была территория Харьковского благотворительного общества, занимавшего обширный участок склона и имевшего здесь большое трёхэтажное здание (белого цвета, в центре заглавного фото) и ряд хозяйственных построек. На упомянутом повороте Садово-Куликовской расположились здания богадельни и Александровского детского приюта. Второе фото сделано не позднее 1901 года, когда оно было опубликовано в столичном журнале “Зодчий”. В правой части снимка отчётливо виден забор – там, где сейчас улица продолжает движение вниз.

Но уже в самом начале 1900-х в естественном овраге, разделявшем территорию Благотворительного общества и Технологического института, возникает Белгородский спуск с пробивкой на Садово-Куликовскую улицу. С этот момента застройка восточного участка Садово-Куликовской начинает планомерно продвигаться сначала к повороту на Белгородский спуск, а затем и ниже – в сторону Благотворительного общества, продающего незастроенные участки на своей земле с целью сбора средств на свои благотворительные проекты. Так, по списку домовладельцев 1909 года последними участками по нечётной стороне улицы значатся №№ 29 и 31, оба пока принадлежащие Благотворительному обществу. Но уже в самом начале 1910-х годов эти и ещё несколько участков ниже по улице превращаются в стройплощадки.

Кем бы ни был первый хозяин дома по адресу Дарвина, 35, отделку для парадной он заказал уникальную. Стены и пол у входа выложены плиткой (“кафли”, как тогда говорили), и если напольную плитку ещё можно без труда найти в каталоге того же Бергенгейма, то вот медальоны со знаками зодиака, как оказалось, не просто большая редкость – они вовсе не встречались реставраторам!
В дом в обычное время не попасть, он по-прежнему живо напоминает одну большую коммунальную квартиру и по понятным причинам жильцы не готовы постоянно видеть посторонних у себя. Нам всё же удалось однажды побывать внутри, но при всём восторге от этих медальонов мы и подумать не могли, что таких больше нигде нет.

Подтверждение этому последовало в начале июля из Санкт-Петербурга, где уже пару лет существует проект специалистки в сфере охраны памятников и музейного дела Ксении Сидориной по восстановлению плиточной отделки питерских парадных. Она-то и дала импульс нам, харьковчанам, побудив открыть жильцам дома и всему миру изначальную красоту их “типового” бело-зелёного подъезда.
Также по теме: В центре Харькова горело здание старинной кондитерской фабрики, на которое положил глаз застройщик.

Мы подключились к собравшейся команде, взяли на вооружение отработанную в Питере и других городах технологию, сумели убедить жильцов (справедливо боявшихся, что частная инициатива по восстановлению отделки может обернуться полной её утратой, как это, возможно, и произошло с некоторыми медальонами), и вот через три недели получился результат, который вы можете видеть.
Также по теме: Эхо войны. В харьковском дворе до сих пор ухаживают за братской могилой мирных жертв 1943 г.

Благодаря жильцам мы ознакомились с планировкой дома: справа от входа маленькая дверка вела в привратницкую (дворницкую), располагавшуюся в высоком (за счёт уклона местности) цокольном этаже. Там же располагалась и кухня. Первый этаж изначально не был жилым – здесь были вестибюль, гостиная, зимний сад, кабинет. Жилые помещения барского дома располагались на втором этаже, куда ведёт деревянная лестница с сохранившейся стойкой фонаря, освещавшего вестибюль.
Сейчас плитка в парадной как раз наименее видоизменённая часть изначальной внутренней отделки дома. На крыше чудом частично сохранилась оригинальная черепица. Хотя крыша, по словам жильцов, – самое больное место дома: из-за постоянных протеканий, деревянные перекрытия не успевают просыхать, из-за чего, в свою очередь, рушатся стены и потолки в квартирах. Мы даже не знаем, как долго простоит отмытая нами плитка, потому как каждый сильный дождь проникает не только в квартиры, но и в толщу стен дома. Будем надеяться, выполненные нами работы привлекут внимание коммунальных служб хотя бы к ремонту крыши.

Итак, немного простейших цифр:
• поучаствовало в разное время 8 человек;
• затрачено на работы – 4 дня;
• собрано средств всего – 2850 грн.;
• потрачено на средства для отмывки плитки – 2580 грн. (250 грн. зарезервировано для заделывания утрат плитки и шпаклевания в её цвет).
Напоследок, хочется сказать спасибо Ксении – за импульс, собравшейся команде – за слаженную и бескорыстную работу, жертвователям – за материальную помощь, а жильцам – за гостеприимство и понимание (как только увидели начало работ – наперебой стали предлагать зайти к ним на чай, в душ, в уборную, угощали нас всякой всячиной). Интересен ли такой проект харьковчанам, и кто готов продолжать вместе с нами?

К сожалению, у нас в масштабах всей страны большинство ждёт, пока им кто-то что-то сделает. Точно как у Бродского: «И все ждут кого-то, но кто этот кто-то, кто?» Я лично тут понял другое: если ты видишь возможность сделать доброе дело, его надо сделать: насколько можно хорошо, молча, безропотно, преодолев трудности, непонимание и безразличие, но сделать. Иначе по-настоящему доброго дела не сделаешь. Как пример или хотя бы какое-то подобие веры в силу частной инициативы, в силы каждого простого человека – мы как раз хотели показать даже, наверно, больше, чем сам оригинальный вид плитки.
Харьков и старый Харьков – это не “кто-то” и не “где-то”, это все мы, и это здесь, вокруг нас, и, в конечном счёте, зависит именно от каждого из нас, а не от кого-то там. Сейчас формируется предварительный список участников проекта. Позже будет создан общий чат, где будут анонсы и обсуждение мероприятий, и каждый из участников сможет по возможности откликнуться.
Кроме того, ранее “Ассамблея” также показывала, как на периферии Харькова жители сами поддерживают в порядке территорию вместо коммунальных служб.