25 июля 2019 г. на проспекте Науки попал в аварию 20-летний велосипедист Glovo Михаил Иванов и позднее скончался в больнице. Международная компания предложила семье выплатить компенсацию, однако отец погибшего отказался от денег и обвинил сервис в “неевропейском” отношении к персоналу, потребовав официально оформлять сотрудников и обеспечивать их страховкой. На это в Glovo ответили, что требования неприемлемы, т.к. курьеры – лишь пользователи платформы, которая выступает посредником между ними и заказчиками, прекратив любую коммуникацию с семьей. Началось судебное разбирательство об установлении факта трудоустройства. Адвокат обратился в управления Гоструда и ГФС, но там нарушений в работе компании не обнаружили.
Поскольку Glovo официально не имеет трудовых отношений с курьерами, её не могут привлечь и к делу о ДТП со смертельным исходом в качестве третьего лица. На Facebook-странице фирмы, представляющей интересы пострадавших, в мае 2021 г. появилась публикация, в которой юристы искали свидетелей для суда. Там написали, что Glovo относится к людям “как к ресурсу”, а в своем репосте адвокат Артем Донец назвал корпорацию “доставкой смерти”. После этого ООО “Гловоапп Украина” подало иск уже на адвокатское объединение “Донец и Партнеры” и лично на его руководителя относительно нанесения вреда деловой репутации. Служба доставки требует от адвокатов опровергнуть информацию, изложенную в посте, и компенсировать моральный ущерб на сумму в 150 тыс. гривен. Позавчера в Хозяйственном суде Харьковской области состоялось первое заседание по данному спору.
Под влиянием резонанса этой истории, а также уличных протестов киевских гловеров компания пообещала страховать их жизнь и здоровье на случай ДТП. Но пока не произошло страхового случая, говорить об этом сложно – ведь чтобы застраховать человека, он должен быть хоть как-то оформлен. Более-менее аналогичным образом работают и остальные сетевые платформы, будь то Raketa, Bolt или Uber: “юзеры приложения” – не работники в понимании КЗоТа, а просто фрилансеры. Стандартная картина “от тайги до британских морей”.
Судебный процесс символично совпал с начавшимся 2 сентября протестом курьеров Bolt Food в Киеве, ведущих первую объявленную забастовку в украинской гиг-экономике. Доставщикам резко снизили размер бонусов, и они теперь каждый день отключают систему после 14:00. Помимо введения минимальной платы за заказ, оплачиваемых подач дольше заказа и оплачиваемых ожиданий в пиковые часы, курьеры требуют медстрахование, ибо количество ДТП с гиг-работниками у нас просто зашкаливает.
Как отмечают в поддерживающей их организации “Трудовые инициативы”, своей исторической акцией курьеры Bolt Food еще раз обращают внимание на то, что получающие колоссальные прибыли на этой индустрии действуют здесь даже не в тени, а просто в кромешной темноте: ни трудовых прав, ни уплаты налогов. Возможно, этот месяц открывает новый этап, который может привести к переосмыслению, а в перспективе – и к урегулированию отрасли на национальном уровне, что хотя бы частично покончит с существующим режимом сверхэксплуатации. Следим за развитием событий дальше!
Напомним, летом мы показывали, как попавшего в сложные жизненные обстоятельства салтовского гловера выручили коллеги по работе и местная общественность.
Кроме того, освещали неудавшуюся попытку забастовки харьковских и киевских айтишников из-за правительственных нововведений.