
Полторы недели минуло с того момента, как в ночь на 10 февраля два “Гелендвагена” харьковского олигарха, на большой скорости ехавших в Харьков из элитного поселка Мартовое, сбили 36-летнего чугуевчанина и оставили его умирать на трассе. Уже в середине следующего дня он улетел в Лондон, не дожидаясь дальнейшего развития событий. Очередная смерть, очередная резонансная ситуация без внятных правовых перспектив. Если сложить такие истории по Харькову за 10 лет, по объему можно переплюнуть Льва Толстого с его эпопеей “Война и мир” – и, судя по тому, как у нас работают законы, произведению не будет конца. Не желая гоняться за жареными сенсациями, попробуем сделать некоторые наблюдения из всего, что стало известно по делу за 10 прошедших дней.
Негодование публики связано не сколько с самим фактом наезда, сколько с тем, что фигуранты не остановились, не вызвали пострадавшему скорую, а поскорее умчались и потом начали рассказывать, что сам хозяин спал дома, а за рулем переднего гелика был его подчиненный, не поясняя, зачем вообще кортежу было кататься без владельца. Напомним, в пресс-службе DCH заявили, что вылет Ярославского из Украины был плановым, поскольку у его детей начинаются каникулы: “11 февраля в 11:00 по лондонскому времени сын Владимир выступает на концерте, билеты на который для Александра Ярославского и его жены были забронированы еще 18 января. С 12 по 19 февраля запланирован семейный лыжный отдых во время школьных каникул. Отель для этих целей оплатили 28 января”. В совершении ДТП уже утром признался Александр Бережной – сотрудник компании Kharkiv Palace, которой принадлежит злополучный внедорожник. Глава МВД в тот же вечер назвал это попыткой фальсификации дела, т.к. телефон Бережного в это время находился в Дергачах, а телефон Ярославского – на месте аварии. Он принял решение уволить начальника полиции Харьковской области Станислава Перлина.
Явка с повинной вполне в стандартных реалиях украинского неофеодализма: холопу полагается взять на себя преступление, в котором подозревают его господина. То же самое было в августе 2017 г. с Петром Дыминским, почетным президентом львовского ФК “Карпаты” – в аварии с его авто погибла женщина. ответственность тут же взял на себя охранник, сам он оперативно скрылся в Швейцарию. Три года спустя суд оправдал давшего ложные показания, а Дыминский благополучно проживает на территории Греции без серьезных попыток добиться его экстрадиции. Хозяевам жизни и вершителям судеб всё равно, что комара раздавить, что простого смерда.
Еще в 2011 г. польской телекомпанией был снят фильм “Король Харькова”, где показывали, как президент ФК “Металлист” гоняет двумя геликами в сопровождении охраны на скорости около 120 км/ч. И сейчас ни для кого не секрет, что Ярославский почти всегда сам за рулем, причем в первой машине. Однако находился ли он за рулем именно в тот момент – еще предстоит выяснить. Как стало известно в пятницу 18-го, эксперты установили, что к моменту изъятия автомобилей их передняя часть, колеса и днищ были замыты.
Во вторник 15 февраля Монастырский заявил, что ожидавшие экспертизы вещи погибшего от кортежа похищены из Чугуевского районного отдела Харьковского областного бюро СМЭ. Общественность сразу же усмотрела в этом попытку замести следы и развалить дело – мол, удивительно даже, что сам труп не вышел из морга и не сбежал куда-то в теплые края. Уже на следующий день улики нашлись в служебном помещении того же здания. В принципе, такая путаница происходит часто: в морге одежды нет, в труповозке тоже, а потом вдруг обнаруживается. Просто потому что сразу на месте не обговорили, где она будет.

Поскольку факты нужно связать экспертизой, защита Ярославского может развалить дело по причине невозможности доказать, что именно эта машина сбила данного парня. Точно так же, как совершавшие ДТП депутаты и их помощники уходили от ответственности просто потому, что “убегали” от теста на алкоголь. Ну и что, если все видели, что они нетрезвые за рулем? Нет экспертизы – нет и факта для суда. Можно вспомнить аварию с бывшим киевским мэром Омельченко: сбил на джипе человека на переходе возле остановки на трассе, тот от удара улетел на 20 м вперед и скончался на месте. Следователи сделали экспертизу, что он переходил там же… И бывший главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий в августе 2018 г. влетел на лексусе в копендос, убив водителя и двух пассажирок, лично будучи на рулем. Никакого наказания он не понес, а год спустя суд снял арест с его транспортного средства. Царь сбил простолюдина – царь сидеть не будет!
Сама группа компаний DCH, наряду с “Метинвестом” Ахметова и Новинского, компанией Ferrexpo Константина Жеваго и “Интерпайпом” Виктора Пинчука, является крупнейшим украинским экспортером железорудного сырья. Цены на металл в прошлом году продемонстрировали на мировом рынке рекордный рост. Связано ли показное давление органов на Ярославского, не столь приближенного к высшему руководству страны, как депутат Трухин, с желанием раскулачить его – вопрос открытый. Если тему не замяли, что обычно бывает в случае с царьками, а продолжают раскручивать, это может быть неспроста. Не будем забывать, что СБУ вызывала Ярославского на допрос еще год назад в связи с корпоративным конфликтом вокруг покупки предприятия “Мотор Сич” его китайским партнером Skyrizon.
Независимо от того, был ли Ярославский за рулем, и если да, то понесет ли хотя бы символическое наказание, скандал является серьезным ударом по его имиджу. В целом для города это означает, что перспективы транспортного проекта “Экополис ХТЗ”, которые и раньше выглядели довольно сомнительно, теперь становятся совсем туманными. А ведь это якорный проект в Стратегии развития Харькова 2030. Чем не довод в пользу рабочего самоуправления, позволяющего производству не зависеть от судьбы единственной персоны?
В то же время, на трассе Чугуев-Мартовое рысачат многие. По дамбе иногда пролетают так, что волны по воде идут. Совершить смертельный наезд мог не только миллиардер, но и рандомный Вася на ланосе, как это обычно и бывает. Что делал погибший посреди проезжей части? Гуляющие или валяющиеся ночью на дороге в темной одежде не думают о том, что рискуют не только своей жизнью, а и чужой. Не все могут позволить себе нанять хороших адвокатов, дабы доказать, что произошел несчастный случай. Сбил бы его “простой смертный” – результатом могла быть стать сломанная жизнь водителя, или даже целой семьи, если это единственный кормилец.
Коллективное Сознание
Добавим, что ранее “Ассамблея” разбирала, насколько надежно видеокамеры предотвращают ДТП из-за превышения скорости и не лучше ли ограничивать скорость авто проектированием самих дорог.
Также мы писали о низкопольных швейцарских трамваях, производство которых было анонсировано перед выборами в Харькове, и о том, каковы шансы на его запуск.