Объединение парков Харькова в одну сеть. Что это означает и как будет

Объединение парков Харькова в одну сеть. Что это означает и как будет
Сосновая аллея в начале Гвардейцев-Широнинцев, высаженная весной экоактивистской группой
Из наших редакционных архивов

Как сообщается целым рядом новостных сайтов, после завершения реконструкции зоопарка Харьков примется за новый большой проект – создание рекреационной зоны в Журавлевском гидропарке. “Харьков – сухопутный город. Была бы у нас хотя бы такая река, как Днепр, мы бы ее обыграли совершенно по-другому. Тем не менее на последней сессии горсовета я презентовал уникальный проект. В гидропарк будут приезжать люди со всех районов. Там будут пляжи, набережная, зоны отдыха, смотровые площадки, можно будет переехать из одного острова на другой на велосипеде, пробежаться, поплавать на лодке, байдарке, катере. Это будет зона комфорта для харьковчан, и им никуда не нужно будет уезжать”, – цитируют Игоря Терехова на официальном сайте мэрии.

Утвеждается, что в дальнейших планах городской власти – объединение гидропарка со всеми остальными зелеными зонами пешими и велосипедными дорожками, так называемыми зелеными коридорами. Правда, земля в прибрежной зоне реки Харьков, по которой они должны пройти, уже как-то незаметно выделена под новострои – но ведь выборы же на носу! Как это теоретически сделать, рассказала Марина Крячко – руководительница проектно-исследовательской группы “Другой путь”, еще в 2018 г. разработавшей концепцию “Зеленой сети Харькова”, которую можно посмотреть во всей полноте здесь:

“Концепция современного урбанизма предполагает, в том числе, объединение зеленых зон в городах. Такая цель ставится перед ведущими европейскими городами. Это уже не создание парка в обычном понимании. Это не парк в индустриальном мире, когда под него выделяли в городе территорию и жители туда приходили, приезжали, кушали мороженое, катались на аттракционах. Мы хотим создать другую систему: природа внутри города, – поясняет ландшафтная дизайнерка харьковским медиа. – Основой “зеленого каркаса” должны стать береговые зоны вдоль системы харьковских рек и ручьев, которых в Харькове очень много. Мы хотим все эти зоны ввести в оборот. По нашим расчетам, площадь, которую можно задействовать, равна порядка 2,5 тыс. га (что в четыре раза больше площади всех харьковских парков, – Ред.). И вот, когда к парковой территории прибавятся эти природные территории, Харьков свяжется “зелеными коридорами”. По ним смогут передвигаться велосипедисты и пешеходы – вдоль рек и ручейков, по озелененным особым порядком улицам частного сектора, проходам в промзонах. При этом для пешеходов и велосипедистов не будет необходимости пользоваться автомобильными дорогами“.

Также по теме: Харьковские власти выделяют миллионы на зеленые насаждения вместо уничтожаемых ими.

Зеленая сеть экомаршрутов – это более 62 км освещенных вело- и пешеходных дорожек с водопроницаемым покрытием в долинах рек. Кроме того, по проекту в зеленую сеть войдут 27,4 км зеленых улиц, почти 19 км реконструированных улиц частного сектора и практически столько же велопешеходных тропинок в микрорайонах и садово-парковых зонах:

“Это в первую очередь проект про оздоровление городской экосистемы с помощью зеленых коридоров, и уже во вторую – про вело- и пешеходные дорожки. Зеленые коридоры в городах можно определить как линейную инфраструктуру, иначе – протяженные участки, покрытые деревьями и растениями, которые соединяют природные территории и открытые пространства, образуя зеленую городскую сеть. Именно о включении этих территорий в городской природный каркас идет речь в нашем проекте. Зеленые коридоры нужны для людей. Здесь горожанин найдет тень, чтобы ходить по ним в жару; природу для психологического комфорта; защиту от шума и пыли дорог. Деревья будут очищать воздух и воду. Это все очевидные преимущества зеленых коридоров для людей.

Но есть еще один важный момент: связывание зеленых патчей (парков, пустырей, садов, лесов, лугов) зелеными коридорами улучшает устойчивость всей городской природы. Во-первых, городская экосистема лучше “служит” людям, если она здорова (лучше очищает воздух и воду, лучше дает тень и кислород и т д.). Если она здорова, то она лучше выживает, например, в засушливые периоды, меньше поражается вредителями, меньше поддается захвату инвазивными видами. Во-вторых, города часто размещаются в местах, важных для функционирования экосистемы. В случае Харькова это абсолютно так, потому что он расположен на слиянии рек. А речные долины – это естественные коридоры миграции живых организмов. Восстановление зеленых коридоров вдоль рек и создание новых поможет оздоровить городскую экосистему, если не ради самой природы, то ради пользы, которую она дает нам”.

Также по теме: В парке Зеленый Гай прошло мероприятие по спасению местной экосистемы.

Таким образом, в ходе формирования “Зеленого каркаса Харькова” необходимо будет предусмотреть увеличение площади озеленения на протяжении практически всей речной системы Харькова; меры по сохранению болот в долинах рек Лопань и Харьков; создание системы ливневых парков в бассейнах рек и ручьев; ликвидацию пустырей, части преград и искусственно созданных препятствий; освобождение части малых рек и ручьев из труб; создание компенсирующих лесных посадок в истоках малых рек и ручьев. При этом все велопешеходные маршруты вдоль рек должны быть проложены с водопроницаемым покрытием (не плитка и не асфальт!), оборудованы освещением, местами для отдыха, должны осуществляться уборка и вывоз мусора. Если так, то зеленые коридоры сами по себе превращаются в полноценную парковую зону.

Как предполагается технически реализовать идею по соединению всех парковых зон зелеными коридорами. Иллюстрация: “Успешный Харьков”
А вот как это выглядело поначалу. Иллюстрация: “Другой Путь”

Тем менее, как считают в “Другом пути”, на пути раскрытия огромного прогрессивного потенциала луДшего города есть еще много препятствий, главным из которых является несознательность населения – сейчас бы сохранить хоть те зеленые насаждения, которые еще остались:

“Свершилось чудо – наш проект “Зеленой сети Харькова” вдруг полюбила городская администрация. Они его собираются реализовать, и новостью об этом переполнены наши лички! Мы рады такому решению, но понимаем зеленый каркас не как приращение сотен километров асфальта, а как приращение, причем кратное, городской охраняемой, устойчивой и доступной для всех природы, – добавляет Марина Крячко. – Власти нашу концепцию “полюбили” своею “странною любовью”. Странной, потому что нас спрашивают о километрах велодорожек, а не о том, какой ширины должны быть зеленые коридоры и как их создавать. Мы абсолютно поддерживаем велодорожки, но боимся дискредитации нашей идеи. Устройство велодорожек без зеленых коридоров не даст того комплексного эффекта улучшения городской среды, на который мы надеялись, придумывая свой проект”.

Вместе с тем, коллектив отмечает, что Европой прокатилась волна проектных инициатив и конкурсов по разработке стратегий городов до 2050 г. Это дает возможность заглянуть на 30 лет вперед и инициировать общественные обсуждения путей городского развития. В городах Германии еще в середине-конце 1990-х гг. вместо зелени на улицах был сплошной асфальт, камень и бетон – но с тех пор подходы сильно изменились, да и то далеко не полностью. “В Киеве я всегда радуюсь зеленью, т.к. больше, чем в моем городе. В моем городе сейчас конфликт: город хочет строить площадку какую-то и из-за этого “убить” 8 деревьев. И сейчас обсуждают эти деревья в СМИ, на собраниях жителей, там висят баннеры в защиту деревьев. Всего лишь 8 деревьев хотят рубить и уже такой шум. Раньше такого не было, т.е. рубили по своему усмотрению и никто не протестовал”, – рассказывает нам Бернхард Клазен, корреспондент газеты немецких зеленых TAZ, о своей малой родине за 30 км от Дюссельдорфа. А вот Харьков пока страдает теми же болезнями, которыми в Европе переболели несколько десятилетий назад. Вот такие дела.

Напомним, на днях мы делились наглядной визуализацией нового элитного небоскреба, планируемого к строительству в рекреационной зоне на Алексеевке.

Кроме того, публиковали видеоматериал о том, как в парке на окраине Харькова жители окрестных домов пытались своими силами восстановить заброшенный летний кинотеатр.