
Сегодня в полдень, 7 января, до сотни человек на час перекрыли в Валках трассу государственного значения “Киев – Харьков”, прохаживаясь по пешеходному переходу у поста ГАИ и садясь с плакатами на стулья посреди дороги. По информации полицейского главка, никаких нарушений публичного порядка зафиксировано не было, на месте присутствовали более 30 полицейских. Протестовали против повышения цены на газ и отмены льготного тарифа на электричество. Автомобили направлялись в объезд, пропускали лишь рейсовые автобусы.
Инициировавший акцию пенсионер Алексей Прокопенко еще накануне подал предупредительные заявления в полицию и местный совет, призвав валковского городского голову Валерия Скрипниченко, переизбравшегося на последних выборах от Блока Светличной, обратиться к населению с выражением своей позиции по этому поводу:
“Це підвищення є абсолютно необґрунтованим і здирницьким і немає нічого спільного з анонсованою Президентом боротьбою з бідністю і минулорічною обіцянкою знизити ціни на газ. Отже, Президент забрехався і відкрито діє на користь олігархів. Ви, Валерію Володимировичу, разом з Вашою командою обіцяли нам «достойне завтра» і захищати інтереси громади. Люди Вам повірили і обрали своїм головою. Де Ваша реакція на підвищення цін? Громада має право на самозахист від владного свавілля в межах чинного законодавства”.

По словам организатора блокады, примером для него стали недавние аналогичные выступления против заоблачных расценок на голубое топливо в Полтавской области. Себя он позиционирует не представляющим ни одну политическую силу – хотя, судя по записям на его страничке, активно поддерживает ультралиберальную партийку “Сила людей”.
Само собой, мероприятие, устроенное приверженцем таких взглядов, не могло не привлечь внимание национального телерадиовещателя. И вот что им сказал Прокопенко:
“Далі тягнути нікуди, адже люди не мають чим сплачувати. Фактично доведені до зубожіння. Коли січневі платіжки отримаємо, не знаю, що й буде. Допекло вже. Я ж бачу, як живуть мої сусіди. Жіночка самотня, пенсіонерка, пенсія — 1700 гривень, живе без газу та без світла — це ХХI століття. Все відкладає, щоб привезли дров та накололи для опалення. Тих, хто отримує пенсію, нижчу від прожиткового мінімуму, на моє переконання, взагалі мають звільняти від сплати цих послуг”.


По словам участницы акции, пенсионерки Татьяны Кравцовой, местная власть не поддержала протест и не присутствовала на нем. Впрочем, стрим-трансляцию с перекрытия дороги вел Сергей Бойцов, на местные выборы 2015 г. шедший от “Батькивщины”, а прошлой осенью – от того же Блока Светличной.
Вот он:

Также стримил Евгений Ганзий – наместник Свято-Николаевского мужского монастыря ПЦУ, что в том же Валковском районе. Присутствовал и глава фермерского хозяйства Николай Рыбалка – разумеется, тоже из правой прозападной среды. По его словам, большинство водителей поддержали блокаду клаксонами. Тогда один из очевидцев-перевозчиков предложил ему в комментах продавать свою продукцию пенсионерам подешевле – на что фермер ответил, что и так платит налоги в бюджет, поэтому лучше пусть тот обратит внимание на “Нафтогаз”.
“Моя позиція — я їх підтримую. У нас позачергова сесія наступного тижня. Приймемо, я думаю, депутати підтримають, звернення відповідне, – заявил мэр города Скрипниченко. – Зрозуміло, що це не на місцевому рівні вирішується, не місцеві органи влади збільшують тарифи”.
Что же касается скептически настроенной части публики, то её точку зрения кратко сформулировал Telegram-канал “Харьков 1654”:
“Никогда не понимали, зачем перекрывать трассу обычным людям, которые едут на работу или по работе. Властям похер, что там где-то кто-то перекрывает трассу. Всегда было похер и сейчас тем более. Почему-то никогда не перекрывали трассу на Межигорье или в посёлок Конча-Заспа, где живут все чиновники”.
А редактор интернет-портала “Капитал” Вячеслав Чечило подмечает причину маргинальности политиков, стоящих за этими волнениями:
“Украинские политики и их идеологическая обслуга с удовольствием поговорят с нами на разные темы – на тему протестов в США, геополитического выбора или Второй мировой войны. Но есть темы, которые они обсуждают куда менее охотно. Например, тему тарифов.
Власть повысила тарифы на газ и электроэнергию, народ бурлит, кое-где даже пытались перекрывать трассы, – бери, возглавляй протест, сметай антинародный режим. Однако оппозиционер Порошенко молчит. Повышение тарифов — это часть «пакета реформ» от наших добрых заокеанских друзей: нельзя выступать против друзей и их реформ. «Выразители воли Юго-Востока» тоже молчат – у них энергетический бизнес, они заинтересованы в дальнейшем повышении тарифов и уж никак не в их снижении.
Зато поговорить про язык или историю – это всегда пожалуйста. Потому что на язык и историю им всем дружно наплевать – их дети учат другой язык и другую историю.
В Украине демократия, в которой интересы демоса не защищает никто. Но, как видим, демос это особо и не волнует – интересно же, чем там у Трампа все закончится”.
Между тем, наш ресурс уже предупреждал, что в текущем месяце тарифы на газ для бытового потребления побьют исторический максимум. Власти задрали ценники по всей стране, особенно сильно подорожала доставка. Газовщики поясняли необходимость увеличения тарифов подорожанием газа, затратами на ремонты сетей и ростом минимальной зарплаты. С этими доводами согласились в НКРЭ, одобрившей проекты постановлений о новых ценах. Повышение тарифа сразу и на газ, и на его транспортировку совокупно дает просто рекордные суммы: в среднем 9-10 гривен за куб. Что весьма ощутимо ударяет по карманам жителей частного сектора, которым газ необходим не только для приготовления пищи или нагрева воды, но и для отопления домов.
Таким образом, именно в периферийных аграрных районах сейчас выходят на улицы выражать недовольство грабежом. Главное только, чтобы это поменьше сопровождалось партийными и профсоюзными интригами – а то можно ненароком cпутать Рождество с Хэллоуином…
Напомним, в конце осени “Ассамблея” проводила пресс-конференцию о том, как избежать конфискации жилья за долги по коммуналке и много ли кому оно угрожает.
Кроме того, мы рассказывали, как полицейский спецназ пытался изъять комбайн с поля в харьковской глубинке, но не очень удачно.