
54% бизнеса в Харьковской области приостановили либо полностью остановили деятельность из-за полномасштабного российского вторжения. Такими сведениями на этой неделе поделился президент Ассоциации частных работодателей Александр Чумак со ссылкой на общие данные опросов, проводимых разными ассоциациями, мониторинговыми и консалтинговыми группами. Под приостановкой работы он понимает неполучение дохода, позволяющего покрывать издержки.
По словам Чумака, 71% предприятий в Украине не планировали и не проводили релокацию, 29% переехали в более безопасные регионы. В Харьковской области цифры примерно вдвое больше: в целом около 50% предприятий покинули наш регион полностью или частично (при этом еще в конце марта были данные портала DOU, что среди айтишников отсюда уехали 87%, и Харьков перед войной как раз был в тройке лидеров страны по их численности). «Частично — это выехали с места проведения деятельности, например из Харькова, в громады Харьковской области, подальше от обстрелов, подальше от боевых действий». Пятая часть членов их организации испытывают проблемы с потерей мощностей из-за российской оккупации трети территорий Харьковщины.
Основными сложностями он называет отсутствие платежеспособных клиентов (64%) и непрогнозируемость ситуации (51%). Получается замкнутый круг: у субъектов хозяйствования нет капитала для ведения дел, однако банки практически не предоставляют кредиты, т.к. имущество, идущее гарантией по ним, может быть уничтожено войной. Чумак считает, что справиться с этим могла бы помочь программа страхования рисков, на которую должна уйти часть средств от международных партнеров.
Смотрим по теме: С начала лета банки стали активно требовать проценты по кредитам. Какие возможны варианты?
Смотрим по теме: Выплата компенсации на восстановление жилья. Что обещают власти, что может быть и что уже делается в Харькове.
«В Харьков вернулось уже очень много людей. «На глазок» количество чуть ли не удвоилось по сравнению с минимумом конца апреля — начала мая. То есть, очень условно, если тогда из троих харьковчан двое находились в эвакуации, а один в городе, то сейчас скорее наоборот. При этом работы в городе заметно больше не стало, — заметил 22 июня живущий в центре Харькова волонтер. — Да, открылось очень много магазинов, кафе и небольших сервисов. Но с точки зрения рабочих мест это капля в море. Разумным или нет было решение вернуться, по каким причинам люди вернулись — сейчас уже не так важно. Сейчас они уже все здесь, и у подавляющего большинства из них нет работы. Личные финансовые резервы у большинства уже давно закончились. Объемы гуманитарной помощи тоже значимо не растут, её просто неоткуда брать. При этом ни в администрации, ни среди волонтеров так и не появилось Назаретянина, и накормить всех страждущих пятью хлебами и двумя рыбинами некому».
В свою очередь, бегство многих работодателей и отсутствие связи с ними часто позволяют им не отдавать зарплату своему персоналу. А множество претендентов на каждую вакансию дает возможность еще сильнее закручивать гайки по условиям труда. Характерную историю три дня назад поведал сотрудник дистрибьютора Roshen в Харькове:
«Нарушения КЗоТ, в частности переработок. Будете работать по 200 часов.
Обеды действительно не 1 час, а меньше. Никого не волнует, что вы работаете смену 12 часов, да еще приехали за час до открытия и уедете через час после закрытия магазина. Плюс время в дороге от и до дома.
Отношение руководства поражает с каждым днем все больше.
И это в период военных действий. Большой привет коммерческому директору Становской Н.
Унизительные штрафы, слежение по камерам за продавцами. Все недостачи действительно оплачивает коллектив.
Зарплата. Если Вас устроит та компенсация, которую платит работодатель за часы (повторюсь, это не шутка, вы будете работать до 200 часов в месяц), то пожалуйста, стройте карьеру в Рошене.
Сейчас наблюдаю картину жалкого подобия контроля за персоналом, который и так в стрессе из-за военных действий в стране. Вся верхушка заинтересована только в получении прибыли и выжимке из продавцов максимума сил. Стоит ли оно того?
Встречаю тех, кто работал ранее с нами, все поголовно счастливы, что ушли из компании. Это лучший отзыв, по-моему».
Мы уже писали о возможном решении проблемы: создание небольших кооперативов с горизонтальной структурой и обращение к европейцам за прямой финансовой поддержкой вместо отправки гуманитарных продуктов. Такой подход позволит не только обеспечить себя рабочими местами и запустить экономику, но также перестроить в направлении большей устойчивости всю общественную жизнь. В самой Европе во время кризиса 2012 г. более 150-ти оказавшихся под угрозой закрытия предприятий перешли в руки трудовых коллективов по их настоянию. 75 находились в Испании, большинство других — во Франции и Италии. Можно ознакомиться и с конкретным примером того, как это делается в воюющей Украине.
Ночь темнее всего перед рассветом? Как говорится, будем посмотреть…
Добавим, ранее мы составляли «доску почета» до сих пор действующих по Харькову крупных компаний сферы услуг, обдирающих население тем или иным образом.
Кроме того, «Ассамблея» показывала, как соискатель, которого не взяли работать на завод, разбил стоявшую у проходной машину.
4 Replies to “Мертвая зона. Экономическая активность в Харькове восстанавливается минимально, с работой всё сложнее”
Comments are closed.