
Сверкающие вывески на магазинах и аптеках, эскалаторы в ТРЦ, лифты, кофеварки, микроволновки, чайники, тепловентиляторы в госконторах и офисах фирм. Кому-то без света по 7-8 и даже по 12-14 часов, а кому свежемолотый горячий кофий с горячим пончиком в кабинет, ибо иначе у барина шестеренки в голове не завертятся. Во время войны все едины, но некоторые, как обычно, единее. Вопрос об экспорте сэкономленной электроэнергии за границу здесь рассматривать не будем, т.к. это скорее о большой политике, чем об экономике. Поговорим о более приземленных вещах, которые в западном мире называют disaster capitalism, а если попроще – о спекуляции на предметах первой необходимости пользуясь чрезвычайными условиями.
С приближением отопительного сезона и массовых перебоев с электроэнергией из-за российских ударов начался ажиотажный рост спроса на генераторы, пауэрбанки, газовые баллоны, аккумуляторные лампы и прочее оборудование, позволяющее пережить веерные отключения. Уже во второй половине октября генераторы попали в список дефицитных товаров во многих торговых сетях. Речь не только о бытовых приборах небольшой мощности, но и о промышленных. А те модели, которые еще остались на рынке, прибавили в ценах в разы. Немало таких историй можно встретить по соцсетям города барыг и мусоров предпринимателей и правоохранителей, где часть районных подстанций и т.п. разбито еще с начала вторжения:
“В Харькове жлобья много. Значит, в том году аккум покупал за 4000, в этом 10000. Инверторы были по 2-3 килогривен, сейчас по 5-6. Зарядная станция в Европе 600 евро, в Харькове 52000 грн. Может, доставка дорогая, понимаю…”
Живущие в частных домах массово стали затариваться генераторами. Для городских квартир такая техника мало подходит – и достаточно шумно, и выхлопами превращает помещение в газовую камеру, т.е. устанавливать её нужно за пределами жилища. В частности, если бензиновый генератор Forte FG 3800 не так давно стоил порядка 19 тыс. гривен, то на сайте Foroom уже в конце октября появился ценник более 24 тысяч. И это еще не предел. Некоторые продавцы предлагают эту же модель за более чем 28 тыс. гривен. Для сравнения, в сентябре, до начала веерных отключений, такой генератор можно было приобрести за 16 тыс. грн. Цены взлетели практически на все товары, связанные с автономным электроснабжением, и чем меньше продукции остается на складах магазинов, тем она дороже. Перекрыть дефицит способны новые поставки – однако из-за усложнившейся логистики время доставки товара удлиняется.
Причем из-за экономии производителями такие суммы, мягко скажем, не соответствуют качеству техники. “Муж при одной из школ на ХГ присутствовал при запуске генератора, который привезли для пункта обогрева. Электрик, который его устанавливал, трясся, чтобы это чудо-устройство не сгорело при запуске, не разрешил дать нагрузку на него. Говорит, что есть случаи, когда вообще не запускаются или горят при малейшей нагрузке. Так шо и генераторы такие по школам, чтобы для галочки”, – пишет в одном из районных чатов харьковчанка Наталья.
Смотрим по теме: Долг платежом красен. Могут ли отключить коммунальные услуги за неуплату в военное время?

“На днях читала лекцию одной студентке. Другие исчезали из эфира в ту же холодную пустоту. Жизнь – это творчество, это силы и желание творить. Ясно, что если будет квадратик зума даже с одним студентом – я буду читать ту лекцию. Но. Люди просто выживают. Минимальные потребности – не умереть от холода, от жажды, от голода, от разлитого по жилам студеного ужаса за родных, от обстрелов… о каком обучении здесь может идти речь, – задается риторическим вопросом доцентка одного из харьковских университетов Алена Харитонова. – Вот я провела только 3 часа эфира, по ощущению – в холодную пустоту. Гости то на связи, то не на связи, аккумулятор садится, но он у меня есть. И ты обольщаешься, что когда тебя слушает хоть 10 человек и твой голос держит им реальность, то это прекрасно. Но нет. На самом деле, людям не до эфиров и не до животворящих марафонов. У массы людей нет этого всего, и это еще хорошо, когда есть газ”.
Тут пора вспомнить о социальном анархизме с его идеями о горизонтальной взаимопомощи. Если бы в городах были установлены мини-электростанции, питающие отдельные кварталы (микрорайоны) и расположенные близко к ним, обесточивать их агрессору было бы куда сложнее. Более того, при ракетной атаке они могли бы подпитать обесточенных соседей и сбалансировать острый дефицит электричества в системе. При самом негативном сценарии отключались бы отдельные кварталы или группы домов, но точно не районы или города в целом. Причем такие станции малой и средней мощности на 50-60 мВт могут работать как в единой системе подачи и распределения энергии (пресловутые электросети), так и самостоятельно, т.е. питая квартал, микрорайон, район, небольшой населенный пункт, группу домов. Увы, скинуться на подобную вещь домом или группой соседних домов не получится. И даже при их закупке государством на заказ, изготовление, доставку и монтаж потребуется от 3 до 18 месяцев.
Если удары по энергоинфраструктуре предсказывали еще с конца весны, почему власть провалила подготовку к зиме? Где заранее закупленное оборудование – хотя бы десятки тысяч генераторов в качестве временной меры? При недельном блэкауте уже по -10°C квартира без воды и отопления, особенно в панельках, быстро превращается в ледяной склеп. Народ до последнего уверяли, что положить украинскую энергосистему невозможно, а готовиться начали, когда энергетика уже пошла вразнос. 232,37 млн гривен для “Жилстроя-1” и еще нескольких компаний, чтобы снести трамвайные пути на Веснина под расширение автодороги, во время войны нашлись (за цифрами сюда), а пары миллионов на резервные генераторы для насосных станций, которые и в мирное время должны были быть, не хватило. Даже на грани гуманитарного бедствия у ворсовета не аварийный план, а бизнес-план.
Смотрим по теме: Молодая жительница Салтовки погибла под обстрелом пытаясь вывезти людей, потому что власти не обеспечили эвакуацию.



Иные частные мини-заводики, цеха и торговые точки во время плановых отключений остаются со светом, хотя к объектам критической инфраструктуры не подключены, и подвоза к ним цистерн с горючим для генерации тоже как-то не заметно. По всей видимости, связи в облэнерго решают – можно подвинуть конкурентов по рынку. “Бизнес бизнесом, но когда соотечественники наживаются на общем нашем горе, хочется напомнить, что бумеранг еще никто не отменял. Сначала был ковид, и жадные бизнесмены богатели на масках и перчатках. Теперь общая беда – наши соседи бомбят нас и лишают света, тепла. Я еще никогда не видела фонарики по 1500 гривен. Туристические плитки за пару дней выросли в цене в 2-3 раза, и это не предел. Совести у вас нет”, – жаловалась на Facebook киевская журналистка Марина Петик.
Можно ли в качестве альтернативы рассчитывать на энергию Солнца? Загуглив карты солнечной активности сразу видим, что Харьков не сравнить по её уровню с южными регионами страны. К тому же, солнечным панелям требуется не только свет, а и аккумуляторы, которые не дешевле. Большей части населения это не по карману. Обычная солнечная батарея Risen RSM120-8-590M Titan на 590 Вт китайского производства сейчас выйдет от $250 на сайте Solar-Tech до $312 на Alfa.Solar. Нужно купить таких как минимум 4 штуки – суммарно 2360 Вт (это не менее $1000), потом еще купить инвертор, который стоит от $150-250 и более, плюс аккумулятор. Даже самые дешевые обойдутся от $50 за штуку, не говоря уже о том, что спустя 3 года они выходят полностью из строя.
Или взять генератор у спекулянтов. За такое же китайское качество цена $420 при мощности 2,8 кВт с газом уже на борту. Ранее точно такой же аппарат стоил около $150-200-300, в Китае сейчас можно приобрести похожий за аналогичную сумму, либо более качественный за $400-450, а не тамошний. Подключить природный или сжиженный газ – и погнали. Газ стоит гораздо дешевле бензина или дизеля. Бензиновый или дизельный геник тоже можно переделать в газовый. Замена масла и свечей обойдется где-то до 20$. Панели могут выручить при благоприятной погоде, если в целом горючего нет. Да и то, лучше делать всё комплексно: ветряк + солнечная панель + иные варианты. А это уже выходит по-богатому (только тут другой нюанс – между солнечными батареями и ветряком на 10 кВт по цене практически одинаково, но вот установку ветрогенераторов в черте города у нас запретили еще при императоре Гепуциане).
Люд победнее осваивает более бюджетные пути. К примеру, 100-амперный аккумулятор: хватает для зарядки гаджетов на неделю, не шумит и топливо не нужно. Или другой вариант: источник бесперебойного питания + АКБ от фуры на 180 А = 6 часов ноутбук + свет + телефон на зарядке. Работает без проблем.
Какие выводы из такого положения дел делают в городе? Если не считать тех, кто пересмотрел телемарафона и совсем потерял связь с реальностью, уже пакуя чемоданы для отдыха следующим летом в Крыму, то наиболее распространена подавленная реакция – “мы просто лохи, нас разводят, всё как всегда”. Хочется надеяться, что хоть после войны всё пережитое будет переосмыслено и послужит коренному изменению нашего общественного устройства.
На закуску добавим также, что мы делились советом, как безопасно подключиться к газовой сети в случае отключения от неё за неуплату.
И кроме того, показывали, как позапрошлой зимой жители общежитий умершего харьковского завода перекрыли улицу из-за блэкаута, после чего общаги взяли на городской баланс.
2 Replies to ““Но некоторые равнее”. В темноте из-за отключений света по Харькову ярче видны социальные противоречия”
Comments are closed.