“Не разрушат, так раздербаним сами”: транспортный специалист о последствиях демонтажа трамвая для Харькова

“Не разрушат, так раздербаним сами”: транспортный специалист о последствиях демонтажа трамвая для Харькова
Делимся материалом о самом скандальном харьковском событии прошедшей недели: разборе трамвайной линии между центром и Салтовкой утром в среду. Небольшая инициативная группа из «Альтернативного Харькова» больше года боролась за её спасение от расширения автодороги. Ходили с экспертами в ворсовет, там не могли найти контраргументов, по-тихому отменяя тендеры, и так же тихо нанесли удар, пока одни активисты покинули город, а другим не до этого. Автор статьи до сих пор работает в транспортной отрасли Харькова

В то самое время, пока над Харьковом летают крылатые ракеты, а внутри него раз за разом раздаются взрывы, гибнут люди и спасатели героически тушат многочисленные пожары, городские власти в срочном порядке решают максимально животрепещущие вопросы, так беспокоящие его жителей: наличие трамвая на спуске Веснина…

Причём решают радикально — путём выгона заранее заготовленных коммунальщиков на демонтаж пути стахановскими темпами — только за один день успели снять участок около улицы Пушкинской почти до улицы Алчевских, прямо под непрекращающимися обстрелами.

Что самое ироничное в данной ситуации — буквально за день до этого (3.05) официально прошла информация, что работники КП «Харьковзеленстрой» и «Благоустройство» убирают поросшую траву на трамвайных путях, чтобы заранее подготовиться к запуску трамваев.

«Поросло травой место наших встреч…»

Так почему же уже 4.05 коммунальщики, со скоростью муравьев, неумолимо поглощающих кусок сыра, снимают трамвайные рельсы?

Ответ прост, и в то же время, сложен. “Кому война, а кому — мать родна.
Действительно, пока горожане, судорожно прячась в подвалах, подзабыли, что такое общественный транспорт, мэрия, к сожалению, не забыла. Но, похоже, сделает всё, чтобы мы забыли о таком понятии навсегда. Вот что пишет об этом директор Департамента по вопросам информации и связям с общественностью Юрий Сидоренко в своём Facebook.

Магнум опус

Разберём данное чтиво подробнее.

«Стараниями» немытых охотников за унитазами и ношеным женским бельем трамваев в Харькове больше нет. Уничтожены подстанции, которые обеспечивали их работу. Разрушены депо. Это первое.

Кто такие “немытые охотники”, думаю, пояснять не надо. А вот на фразе “трамваев в Харькове больше нет” стоит остановиться отдельно, потому что это странная и бессмысленная ложь.

  1. Уничтожены подстанции. Известно, что всего их 60 штук. Учитывая масштаб трамвайной сети в городе и районы обстрелов, сложно поверить, что уничтожено 100% подстанций. Даже если неисправно значительное их количество, подстанция — это не вагон. Можно восстановить в зависимости от повреждений или, в конце концов, поставить новую. Было бы желание и средства из бюджета.
  2. Разрушены депо. Здесь речь идет больше о вагонах, чем об инфраструктуре их ремонта. Для иллюстрации даже прикрепили жуткие кадры из Салтовского депо, расположенного на окраине города и, естественно, подвергшегося массированным обстрелам с севера. Когда-то крупнейшее в Европе по количеству максимально возможно располагаемых вагонов, теперь оно действительно практически непригодно к эксплуатации. Более того, пострадало и большее количество подвижного состава. Однако лукавством будет утверждать, что в Харькове 100% подвижного состава уничтожено. Почему? Да просто-напросто потому, что в городе есть ещё два депо, в которых отстаивались вагоны (где — по очевидным причинам напоминать не будем). Кроме этого, часть вагонов, немаленькая, осталась вне депо — расставленная прямо на некоторых улицах по трамвайной линии. Многие из них, если не все, восстановимы и могут эксплуатироваться.

Второе. Реконструкция спуска Веснина с расширением проезжей части была запланирована давно, и начало работ стояло в планах на март этого года. Но тут пришел грязный русский солдат, и сроки немного сдвинулись.

Очередная ложь, и перекладывание ответственности на ситуацию извне.
Изначально, план сдвинулся, потому что в городском бюджете внезапно не оказалось денег на данный гениальный проект. Затем пошли загадочные манипуляции.
Если коротко, суть проекта: 
за 81 млн гривен собирались… демонтировать трамвай, расширить существующую дорогу, выпилить кучку деревьев и упереть поток машин в и без того загруженный центр. И всё это великолепие, по задумке, должно облегчить проезд жителям Салтовки (только тем, у кого есть автомобиль. Что ж, автомобиль не роскошь, а средство передвижения) в центр, якобы устранив пробку.
Вопрос, почему расширение улиц и ликвидация трамваев не решает наличие пробок, нашему городу давно знаком на примере с улицей Пушкинской, где пути “временно” демонтировали в 2010 году, а пробки остались. На нём мы останавливаться не будем, но для further reading рекомендую почитать Telegram-канал «За трамвай на Веснина».

Также надо отметить то, что после войны полтора-два месяца уйдет только на подготовку к запуску метрополитена. Скажу и то, что, благодаря «усилиям» оккупантов, будут сложности с Салтовской веткой — она поедет намного позже остальных двух.

На удивление, относительно реалистичный прогноз. После войны в метрополитене возникнет, как минимум, несколько проблем:

  1. Приведение всей инфраструктуры в порядок. Долгое отсутствие должного обслуживания и укрытие людей, оставляющих следы своей жизнедеятельности везде, включая тоннели и особенно, поезда, в которых живут — вызовет необходимость долго и нудно проверять исправность работы устройств безопасности, поездов, оборудования на станциях и в тоннелях. Не говоря уже о банальной очистке тоннелей и станций от мусора, оставляемого ежедневно благодарными харьковчанами.
    Полагаю, что часть работ можно провести и во время войны, однако основной объём мы будем вынуждены проводить уже после, и это займёт некоторое время. Например, те же поезда просто так поехать не смогут: требуется перегнать поезд со станции в место, подходящее для его осмотра (причём маловероятно, что удастся просто привести поезд в движение и отправить в депо, и чем дольше они стоят, тем меньше вероятность), тщательнейшим образом осмотреть (ибо народ, живущий внутри, умудряется и селить животных в непредназначенные для этого автосцепные устройства, и вешать сумки на стоп-краны, и срывать пломбы с приборов управления, и т.д.), а затем провести т.н. обкатку по всей линии, чтобы убедиться в возможности безопасной его эксплуатации. И это только касательно поездов, а что же со всем остальным?
  2. На данный момент в метрополитене укрывается немалое количество людей, оставшихся без собственного жилья. Как и куда их будет выгонять со станций городская власть, вопрос не моментально решаемый и весьма интересный. Было бы неплохо подготовиться заранее, а не вызывать неизбежные скандалы с выселением в никуда. Но зато цветочки высажены.

Вот только одна загвоздка: эти проблемы общие для всех веток метро. Почему же Салтовская поедет позже всех? Неужели депо повреждено, и повреждено до такой степени, что восстанавливать его придётся настолько долго, что ветка поедет НАМНОГО позже? (спойлер: не думаю, ибо 10 м контактного рельса, при его наличии, не так уж и долго восстанавливать.)

Однако война — не повод отказываться от планов улучшения транспортной инфраструктуры Харькова. И, как бы странно это ни звучало, сейчас, когда машин в городе почти нет, начавшаяся реконструкция доставит минимум неудобств тем горожанам, кто остался в Харькове.

Улучшение транспортной инфраструктуры за счёт её уничтожения? Звучит логично.

Мэр Харькова Игорь Терехов сейчас вместе со специалистами работает над оптимизацией маршрутов общественного транспорта, что, в первую очередь, касается и возможности доставки жителей Салтовки в центр, на Жуки и Алексеевку. Огромную роль в этом ближайшие месяцы будет играть и организация движения по спуску Веснина, который соединяет центр города с Салтовкой.

Одна из основных идей этой оптимизации — приоритет общественного транспорта, его экологичность и удобство для харьковчан, новая география маршрутов. Где-то на смену трамваю придет троллейбус, где-то — муниципальные автобусы.

Какая умилительная обеспокоенность провозом жителей Салтовки в центр…

Где-то на смену трамваю придёт троллейбус — а, собственно, где, на спуске Веснина? Где немалый подъём и… задуман ОГРОМНЫЙ ПОТОК АВТОМОБИЛЕЙ, среди которых троллейбус будет часами стоять? Будут ли там прокладывать контактную сеть? Исходя из последних нововведений по троллейбусам в городе, упор был не на расширение сети, а на запуск троллейбусов с автономным ходом. Которые, внимание (!), базировались в разрушенном Салтовском депо и во 2-м троллейбусном, которое также подверглось обстрелам, где часть новых троллейбусов (какая точно, не известно) пришла в негодность! И что же тогда будет ездить?

Ответ очевиден — личные авто и мерзкие любому адекватному человеку маршрутки. Личные авто — уже звучит как цинизм по отношению к Салтовке, некоторые жители которой остались как без домов, так и без авто. А значит, будут вынуждены прибегнуть к маршруткам. Казалось бы, всё не так плохо, город же недавно закупал автобусы? Но и красивые муниципальные турецкие Карсаны (Atak и Jest) тоже были повреждены войной, находясь в тех же депо… Некоторые из них задействованы сейчас в развозке людей и гуманитарной помощи, и неизвестно еще, сколько из этого количества будут уничтожены по долгу службы, ездя в городе ежедневных обстрелов.

Итак, а чем развозить людей, Билли? В случае, если на Салтовке людей почти не будет (и никто не захочет/не сможет вернуться), это не проблема. Но тогда и реконструкция абсолютно не нужна. А если люди будут в почти довоенных количествах… то это дерьмо просто не вывезет их всех, и вот, почему.

Итоги

Что имеем? На фоне намёков на отсутствие метро мы разбираем трамвай. Цинизм ситуации зашкаливает: не разрушат “немытые свиньи”, так раздербаним сами, своих “сучьих псов” хватает. Проект несостоятелен и бессмысленен. “Приоритет общественного транспорта” — не более, чем красивая фраза. Адекватного средства перемещения людей лишают, а автобусы и автомобили не способны их вывезти. Беспокоимся о Салтовке, но на деле пиаримся на коммунальщиках, которые рискуя своей жизнью высаживают цветочки и косят травку. Война, какой бы жестокой она ни была, дала надежду на то, что есть возможность радикально изменить старый порядок и восстановить работу города КАК НАДО. Как это делают во всей цивилизованной Европе, куда мы так стремимся. Но если усилиями властей всё так и продолжится, то у этого города нет будущего.

А, кстати, тем временем УЖЕ в отсутствие альтернатив и правильных управленческих решений начали появляться нелегальные маршрутки.

The end?