«Электротяжмаш» под конец года погашает долги по зарплате за осень

«Электротяжмаш» под конец года погашает долги по зарплате за осень
Внутри предприятия. Архивное фото

Покончив в начале декабря после серии «диких» забастовок с примерно половиной от тянувшейся с лета задолженности перед коллективом, один из флагманов харьковского машиностроения возобновил выплаты лишь в среду, 16 декабря. Двумя траншами были полностью закрыты долги за октябрь. В пятницу 18-го пришли и 40% за ноябрь. Полный расчет за месяц ожидался в ближайшие дни — однако на последнем селекторе поведали, что этого стоит ждать лишь 29 или 30 декабря.

Следующая неделя началась собранием в понедельник, 21 декабря, уволившихся с ЭТМ и до сих пор не получивших свои расчетные. Около 10 человек пришли утром к проходной, кричали, требовали, звонили по телефону, но ничего не добились: очередной новоназначенный директор пообещал выплатить им деньги аж в феврале-марте. «На завод утром с каждым днем все меньше приходит людей, у многих уже нет работы. Сегодня уволившиеся продолжат свои действия возле завода, если соберутся и будет кворум. По сути, сейчас работают выпускные цеха, тот же 20-й цех, 6-й цех. Сварочно-заготовительные цеха — 9-й и 18-й — тоже работают, но много людей уволилось, да и работы как таковой мало — конец года. Еще много людей сидят дома на 2/3. Непонятно, что по заказам и есть ли они на 21-й год», — поведал на следующий день один из заводчан. Так, в 18-м цеху осталось всего пятеро или шестеро крановщиц из более чем 10-ти и трое стропалей…

Кроме того, на этой неделе корпорация «Эталон» представила новый полностью низкопольный троллейбус большого класса с автономным ходом 20 км и динамической подзарядкой. На него установлен электродвигатель латвийского производителя — Рижского электромашиностроительного завода. «Мы отказались от тяговых двигателей производства нашего «Электротяжмаша» и перешли на рижские, и, насколько мне известно, другие производители наши тоже на них переходят. Они значительно лучше, и производитель предоставляет систему скидок», — сообщил на пресс-конференции 23 декабря генеральный директор Черниговского автозавода Андрей Савченко. В настоящее время уже разработана конструкторская документация и выпущен первый образец троллейбуса.

О перспективах же умирающего харьковского гиганта на грядущий год, особенно в контексте раскрытой нашим недавним материалом печальной ситуации c подвижным составом в пассажирском электротранспорте первой столицы, высказался один из организаторов рабочих протестов этого года на ЭТМ Алексей Сапронов:

«В Украине есть множество предприятий электротранспорта, в которых до сих пор эксплуатируются троллейбусы украинского производства — например, в троллейбусе ЮМЗ-Т2 производства «Южмаша», в котором применен наш тяговый электродвигатель ЭД-139АУ1/АУ2. Машины эти не новые, и тяговые электродвигатели на них выходят из строя, ремонт тягового двигателя ЭД-139 по цене равен почти новому электродвигателю, и было б неплохо, если б на завод обращались предприятия электротранспорта Украины с заказами на новые тяговые электродвигатели прежних моделей (ЭД-138, ЭД-139АУ2), которые более не выпускаются, но их можно было бы выпускать как запчасти. И такой спрос есть, небольшой, но есть. Например, ко мне в личку обратилась знакомая водитель троллейбуса из города Херсон, где эксплуатируются троллейбусы ЮМЗ-Т2 с нашими тяговыми электродвигателями, чтобы узнать за возможность заказа новых ЭД-139АУ2. Было б неплохо, если бы завод прислушивался к таким заказам и их выполнял. Да, это заказы малосерийные и бюджетные в сравнении с основной номенклатурой тягового производства, но всё же какая-то копейка для завода лучше, чем совсем ничего. Проблема производства украинского электротранспорта — она не нова, по сути. Вот на рынке троллейбусов пять игроков: «Богдан», «Электрон», «Днипро» («Южмаш»), ЧАЗ (Черниговский автозавод), и «БКМ-Украина» (дочка белорусского «Белкоммунмаша»). Так вот, в «Богданах», «Электронах» и «Барвинках» от ЧАЗ кузов украинского производства, тяговый электродвигатель украинского производства, тяговая электроника как заграничная, так и тоже украинская, но с импортной элементной базой (например, тот же «Политехносервис», Бровары, который сейчас поставляет Харькову троллейбусы с увеличенным автономным ходом), тот же «ПТС-12», производитель которого указан выше, поставляет данные троллейбусы в Харьков, производит троллейбусы ПТС-12 с увеличенным автономным ходом на базе кузова троллейбуса МАЗ-203Т (Минский автобусный завод, Республика Беларусь), система управления асинхронным тяговым электродвигателем — ПТС-1 («Политехносервис», такая же, как троллейбусах «Богдан»), тяговый электродвигатель ДТА литовского производства. Кстати, и на «Богданах» последней поставки Харькова тяговые моторы уже не производства нашего завода, а литовские ДТА. Аналогичная ситуация и с троллейбусами «Днипро» (кузов МАЗ, Беларусь), БКМ-Украина — кузов БКМ первой комплектности производства братской республики для сборки в Украине. По сути, только «Богдан» и «Электрон» — это полный цикл производства с нуля».

Ну, всё логично: поскольку новые рогатые теслы приобретаются за кредиты ЕИБ и ЕБРР, им даже выгоднее, чтобы двигатели поставлялись из страны-члена ЕС. Кому нужны конкуренты в индустрии, у которых товар дешевле, да и продукция ремонтопригодна, в отличие от одноразового европейского изделия, которое служит 3-8 лет и в случае выхода из строя заменяется новым?

«Надо вовремя платить за продукцию «Электротяжмашу», а то заказали моторы и лежат они готовые к отправке по два-три месяца, и с 2014 г. всё пытаются похоронить «Электротяжмаш», а он всё живёт и живёт, никак не добьют его, — заключает наш собеседник. — Это счастье, что завод таким прочным оказался, и в новом году я желаю, чтобы прекратились все эти склоки и интриги вокруг завода, кончились эти сплетни, стал один директор, не два, не три, а один, который выведет завод с этого печального состояния, искусственно созданного определенными кланами, которые хотят получить завод на халявочку».

Отакі справи, малята! Как бы там ни было, следим за ходом погашения задолженности и, в случае чего, обновим данную публикацию.

UPD. Вечером в понедельник пришли два сообщения: о выплате 50% остававшегося долга за ноябрь и о целевом использовании средств (компенсация за декабрь и январь). Выходящим по спискам в декабре и январе дали меньше, чем тем, кто будет сидеть дома. Инфа от работника Александра Николаевича:

«29 декабря, вторник, вчера был день очень насыщенный на события. Приехал аудит на завод, белорусы, и ходили по цехам, были в 6-м цеху и потом в конце смены пришли в 20-й. Значит, наша продукция еще востребована и пользуется спросом. Будем надеяться, что это так и всё худшее на заводе уже позади. Вчера вечером пришли деньги за ноябрь, но не все отдали, примерно 50% от того, что должны. Затем через время пришли еще деньги, но уже не за ноябрь, а как было указано в программе приложения — целевое использование, то бишь компенсация от государства. Суммы пришли разные и отличались друг от друга. Если человек до 18 января на своем счету, то и сумма выплаты выше, и зависела от среднего заработка за третий квартал 2020 г. Те же, кто выходит по спискам на работу в декабре и январе, тоже получили компенсацию, но значительно меньше и тоже играл роль заработок средний за 3-й квартал. Короче, деньги за ноябрь отдали, но не все еще, и плюс люди получили компенсацию от государства, что не может не радовать. Что ж, остается ждать еще денег оставшихся за ноябрь, время еще есть»…

А к вечеру того же дня ноябрьская задолженность по зарплате была ликвидирована.

Отметим, что недавно «Ассамблея» также разбирала аргументы за и против закрытия Коксохима, а также причины такого судебного вердикта.

Напоследок предлагаем посмотреть наше творение о масштабах и причинах травматизма с летальным исходом в коммунальном хозяйстве луДшего города.