Харьковские архитекторы разработали альтернативную концепцию развития послевоенного города

Харьковские архитекторы разработали альтернативную концепцию развития послевоенного города
Лорд Фостер вряд ли был готов к такому: величайшему гуру современной архитектуры пришлось распечатывать чертеж нынешнего Харькова из документа мэрии “5.5.2 План існуючого використання території.pdf”, нарезанного на листки А3 вместо цельного изображения. Потому что “настоящим” Генеральным планом Харькова занимается карманное ООО “Фирма Сатор” под предводительством Виктории Степичевой – лепшей подружки-“градостроительницы” Геннадия Адольфовича. Единственной в стране, кому позволено выдавать проектную документацию максимально запутанными альбомчиками по 52 стр. в каждом. Её супруг Андрей Степичев известен как создатель “кооперативной схемы” по раздаче харьковской земли. Норману Робертовичу уже на этом этапе стоило бы понять, с кем он связался

Небольшой коллектив архитекторов и смежных специалистов с середины марта работает над концепцией будущего города Харькова. Как написал в понедельник Виктор Дворников из архитектурного бюро Dvornikoff Design, “восстановление” Харькова городской властью планируется по принципам организации городской среды и создания среды жилой, активно применявшимся до войны. «Приемы, используемые «Жилстрой-1», морально устарели, без преувеличения, на 50 лет, ведь они относятся к типовым решениям 1970-х гг. Работу, которую делаем, предлагаю рассмотреть как отправную точку для обсуждения направления развития города. Наши схемы – это не проектные решения, а концептуальные эскизы-предложения, основанные на принципах экологичного и устойчивого города для людей с равными возможностями”, – отмечает он. При этом, кроме них, в процессе задействовано на волонтерских началах много людей из других компаний и организаций.

По его словам, решения приняты авторами так, чтобы транспортное движение обходило центр. Деловой центр выносится из географического и исторического, планируется децентрализация – деловые районы должны быть смешаны с жилыми кварталами.

Подробный генплан города и каждого района разрабатывается проектными институтами годами. На сегодня разработчики рассмотрели лишь несколько основных идей с точки зрения подхода к формированию будущего города “от низов к верху”, в котором мы все можем принимать участие. В общих чертах представим их на слайдах.

Смотрим по теме: «Не разрушат, так раздербаним сами». Транспортный специалист о последствиях демонтажа трамвая для Харькова.

1. Изменение роли личного транспорта, приоритет общественного транспорта и веломагистралей, создание развитой велоинфраструктуры
2. Создание сети транспортных хабов по периметру центральной зоны города, рядом с существующими и перспективными станциями метро, в которых будет осуществляться пересадка с автотранспорта на общественный или на велотранспорт. Внутри периметра транспортных хабов будет располагаться зона платного въезда для личного автотранспорта
3. Смещение делового центра из исторического, в районы с легкой транспортной доступностью. Создание равномерной функциональной ткани города: жилые, деловые, производственные районы образуют симбиоз, обеспечивающий равномерную загруженность на протяжении недели и времени суток, исключающий маятниковую миграцию в пределах города, снижающий время перемещения “от дома до работы”
4. Развитие пешеходного центра города, создание туристического ядра, разработка, сохранение исторической застройки, ужесточение контроля за соблюдением норм и правил реконструкции исторических районов и отдельных зданий
5. Реновация промышленных территорий, переосмысление места крупной промышленности на территории города, в частности крупных заводов в центральной части, пострадавших вследствие боевых действий (ХАЗ, ФЭД, Хартрон). 6. Создание сети сommunity-центров в городе для возможности локальной коммуникации жителей, проведения общественных и культурных мероприятий

Смотрим по теме: Многоуровневая парковка во дворах Харькова. Освободит ли она пространство?

Критики в основном делают упор на том, что предложенные идеи не предполагают реального отказа от централизованной организации городской жизни, которая сейчас всё усиливается:

“Сильная концепция: линии, черточки, кружочки на карте. Только от реальности и настоящей реновации всё очень далеко. Такие концепции Богач создает с Тереховым за бутылкой, сразу же и утверждают за чекушкой в сауне”.

“Я побачив лише по одному слайду акцент на центральній частині міста – зелена зона, маленький клаптик, а все інше величезна сіра зона – десь там, висілки, зона вільного польоту, спальні та сральні райони. Це і є минуле сторіччя, коли совки побудували саме таке місто. Спочатку замислювались над його децентралізацією, поки був НЕП та західні думки з американськими інженерами, а потім махнули на все рукою, проголосили колективізацію і почали робити більш звичне казна-що, також по мапі розлініїли від балди райони, в яких ми до сих пір живемо, не знаючи напевно, де кордони Салтівського району, Київського чи Слобідського”.

“Меня смущает смещение делового центра на Подол. Дело в том, что это низина, притом в стороне от метро. А значит, людям без авто придётся каждый день подниматься вечером на гору к метро, что будет наоборот стимулировать больше пользоваться частным транспортом, а не общественным”.

“Бывший Московский проспект, транспортная центральная дорожная развязка – экомаршрут? Это как вообще? Нет ребята, спускайтесь с центра, откладывайте в сторону карту, катайтесь по городу, больше по его окраинам и периферии, изучайте мнение местных жителей и создавайте настоящий проект. А вот эти линии и кружочки на карте и без вас умеет рисовать товарищ Богач и его великий всемогущий вездесущий департамент”.

В то же время, изложенная в концепции транспортная политика способна привести к противоположному эффекту – “вымиранию” центра. Конечно, если город не будет тратить только на центр все свои усилия. Как этого достичь? “Прежде всего, считаю, мы должны донести обществу, какие город имеет перспективы и альтернативы. И общество должно осознать, что то, что нам предлагается, это прошлый век”, – полагает Виктор.

Ну, свою задачу по донесению идеи мы выполняем. Остается другой вопрос: сильно ли хочет само общество над всем этим заморачиваться?

Напоследок добавим, что у нас было такое полотно о планах харьковских властей связать зеленые зоны города в единую сеть и хищнических застроечных интересах, скрывающихся за этим “экологичным” фасадом.

Также напомним, как созданную при мэрии “общественную” инициативу по освоению средств на отстройку города прикрыли после публикации данных о ней.