ЭТМ выбил почти две трети долгов по зарплате: выводы из истории

ЭТМ выбил почти две трети долгов по зарплате: выводы из истории
Стихийная блокада Московского проспекта в первое весеннее утро

Понедельник 1 марта ознаменовался для Харькова новым прецедентом в социальной борьбе: если в конце января половину суток перекрывали перекресток на ХТЗ из-за отключения света в домах, получив обещание о переподключении сетей за городской счет, то на этот раз в том же Индустриальном районе первый раз вышли на проезжую часть требовать долги по зарплате. До этого последние копейки на одном из бюджетообразующих предприятий города и области заходили персоналу на карточки 29 января. Карточки того же “Украгазбанка”, который, как выразился один из лидеров рабочих завода Алексей Сапронов, напоминает о выплатах по кредитам, взятым у него же, чтобы хоть как-то держаться без денег.

И вот под конец сегодняшнего дня свершилось чудо: “Электротяжмаш” таки перечислил всю сумму задолженного за январь и 70% того, что оставалось за декабрь. Судьба февральской суммы пока неизвестна. Фонд государственного имущества победно рапортует о том, что на заводе “реализуется программа стабилизации деятельности и выведения предприятия из глубокого кризиса вследствие отсутствия оборотных средств” – но это для него уже в порядке вещей.

Откуда взялись финансы на погашение? Ну, разумеется, не за счет сокращения зарплат руководства. Взять займ в банке тоже проблема: кто станет одалживать заводу с давно уже минусовой стоимостью, который даже в числе кандидатов на “большую приватизацию” больше не упоминается? Так что ГП «Объединенная горно-химическая компания» предоставило другому «беспроцентную возвратную финансовую помощь» в размере 40 млн гривен. Иначе говоря, руководство ЭТМ вместе с ФГИУ просто переложило деньги из одного кармана в другой, временно снизив градус противостояния.

Еще один нюанс связан с тем, как отреагировали на вчерашний инцидент большинство социальных и масс-медиа, а значит, и общественное мнение города. Когда 10 раз начиная с лета прошлого года волнения ограничивались собраниями под заводской управой и последующим походом в актовый зал, практически никто из них почему-то не удосуживался об этом сообщать, пока конфликт не выплеснулся на всеобщее обозрение. “Попросыпались журналисты и завалили мою личку. Когда были прошлые акции, так никто даже не приехал и не взял комментарии у руководства, и даже не вспоминали. Теперь в пабликах люди пишут, что “быдлу месяц не дали зарплату и они вышли делать плохо другим”, “надо было под заводом бастовать”… Я каждый раз писал и в “Объектив”, и АТН, но все клали на это”, – заметил вчера в беседе с нашей журналисткой инициатор протеста Антон Толоков.

И всё же, борьба имеет смысл даже когда результаты столь кратковременны. На том же Малышева вообще молчат в тряпочку, хотя тоже накопились долги за декабрь, январь и февраль. Да и поддержавших вчерашнюю блокаду в соцсетях тоже нашлось немало.

Напомним также, что когда машинисты КП “Харьковский метрополитен” в ноябре анонсировали несанкционированную остановку всех линий из-за многомесячной невыплаты зарплат, многие в комментах заявили о том, что пора уже бастовать всем городом. А реализовывать эту угрозу не понадобилось: спустя три недели ворсовет нашел средства для выплаты причитающегося.