Из центра Харькова убирают трамвай, а электротранспорт на грани забастовки из-за долгов по зарплате

Из центра Харькова убирают трамвай, а электротранспорт на грани забастовки из-за долгов по зарплате
Так это начиналось 4 месяца назад на Веснина. Вместо рельс для дрифткаров там уже трубы водоканала

Почти весь трамвайный маршрут в центре города прямо сейчас умножается на ноль. Выходит, что и весь путь до Лесопарка, и круг там тоже больше не нужны. Таки добрались до реализации завещания покойного императора Гепуциана Августа, не раз говаривавшего, что трамвай в центре лишний — фактически, всё трамвайное сообщение теперь развалено. Первая столица на наших глазах превращается в какой-то ПГТ.

Уничтожение бомбежками рашистов части подвижного состава электротранспорта пришлось градоначальникам весьма кстати. Правда, демонтировать из-за этого инфраструктуру все равно, что засыпать мусором шахту для лифта, если лифт не работает. На это позавчера обратил внимание Павел Храмов в группе «Альтернативный Харьков» на Facebook:

«Набат! Алярм! Я не знаю, какое использовать слово, чтобы привлечь внимание общественности и правоохранительных органов к тому, что творится с трамваем в центре Харькова! Мне неловко об этом писать, потому что сейчас, к сожалению, есть более важные поводы для тревоги — убивают людей. И, поверьте, мне совсем не хочется говорить на эти темы и заполнять повестку трамваем сегодня. Но для тех, кто в теме, очевидно: то, что сегодня творит команда транспортников Добкина-Кернеса-Терехова во главе с Водовозовым приведет к смерти трамвая в центре! Во всем центре! Это выглядит так, будто охранник супермаркета побежал за грабителем, который забрал всю кассу, а в это время кассир увидел 1000 грн в открытой кассе и решил их забрать себе. Приоритеты разные, но проблема есть, и для транспорта она судьбоносная! Поэтому, к сожалению, мы вынуждены бить набат в такое время.
Почему я говорю про весь центр?
Во-первых, потому что нам никто не объясняет, зачем демонтировали и засыпали пути на ул. Мироносицкой. Из-за этого 12-й маршрут не может ходить. В принципе, любой трамвай от Клочковского спуска до парка Горького не может доехать, потому что отрезан путь до разворотного кольца. Возможно, это временная мера, но нам никто ничего не говорит. Такой стиль коммуникации нашего муниципалитета — они реагируют лишь на большие зрады, чтобы успокоить людей. Просто выйти и честно рассказать, что будет так и так — это не их стиль.
Во-вторых, мы хорошо знакомы с политикой команды Водовозова по отношению к трамваю начиная еще с Пушкинской. Я просто не верю, что они остановятся. Скоро 12-й маршрут станет мешающим машинкам ехать и перевозящим воздух. А машинки — это святое.
В-третьих, я бы и сам задумался о целесообразности такого “калеченого” трамвая в центре, который везет почти в никуда. После парка Горького вообще не понятно, что там с пассажирами. Добавим в эту формулу неизвестность судьбы ХАЗ. А трамвайная линия в обслуживании стоит денег. Если там ходит пустой трамвай 1 раз 20 минут, то это уже совсем не очень хорошо. Не поверите, но еще были пассажиры, которые доезжали на 26-м и пересаживались на 12-й, чтобы добраться до центра. Я лично с таким общался. Теперь их у 12-го не будет.
Ради одного 12-го в центре столько проблемных мест… Чего только стоит знаменитый “проблемный” поворот возле Сумского рынка, на котором постоянно паркуются авто. Уберем трамвай и не нужно будет гонять этих паркунов! На Тринклера и Мироносицкой вообще неудобно ездить из-за этого трамвая — целую полосу нормальную забирает. А на Клочковском спуске явно ведь не хватает еще одной полосы — там постоянно пробка… Смотрите, сколько проблем можно разом решить! Поэтому могу сказать, что логика “а зачем нам такой бесполезный маршрут в центре?” скоро станет не совсем безосновательной.
Поэтому я так и говорю, убрав трамвай на Веснина, его похоронили во всем центре. Я даже не говорю особо, что во время войны в самом обстреливаемом городе Украины просто так демонтировали 2.3 км путей. Мы уже привыкли к этой реальности и обсуждаем это как “это дело вкуса”, хотя это какая-то дикость, которая должна вызывать тошноту у сообщества на уровне запаха.
Теперь же я говорю, что хоронят не 2.3, а 8.8 км путей из 108.6 км всей сети! Это двенадцатая часть! И это повлияет на другие маршруты. Трамвайная сеть — это не набор случайных маршрутов, которые отвечают лишь на запрос. Это целая сеть со своими пересадками и даже хабами. Ну, и уже как-то неприлично говорить, что мэры продвинутых городов снимают видосики и хвастаются, что возвращают трамвай в старый центр, а у нас его выпиливают в угоду автомобилям с весьма дурной аргументацией, что трамвай легко заменят современные электробусы.
Поэтому да, я говорю — алярм! Происходят изменения, которые повлияют на десятилетия, повлияют на ткань города. Чтобы такое исправить нам нужно будет много денег и времени. Мы осознанно себя загоняем в невыгодное положение перед другими городами, которые будут конкурировать за людей».

«Під час війни, коли місто кожного дня обстрілюють, і масштаби руйнувань приголомшують, давайте витратимо купу бюджетних коштів втиху, без проведення тендерів на те, щоб зняти трамвайні рейки, бо це дуже важливо — трамваї ж не їздять! Це, звичайно, важливіше за допомогу постраждалим і ремонт пошкоджених будинків, важливіше за підготовку до зими (і правда, у нас же всі вікна у квартирах замінили, теплотраси відремонтовано). І взагалі, важливіше демонтажу тих нещасних рейок, які їсти не просять, може бути тільки покіс трави в «Лудшем Парке» і ремонт атракціонів (які «нє пастрадалі»). На щастя, можновладці все встигли — і траву покосити, і рейки демонтувати, і бюджет освоїти, бо «ми вмєстє — ми х…». А те, що демонтажем колій на Мироносицькій було фактично знищено саму можливість вивезти у центр селище Жуковського і Салтівку без стояння у пробках та +100500 дорогих супер-убер-електробусів, які ще треба закупити (а в економіці Харкова зараз такий підйом, що гроші нема куди викидати), то все дурня — головне, щоб «самим малєнькім» з міськради було де гратися в машинки «на благо города і всєх харьковчан» (с) Думаю, це цілеспрямована політика ліквідації громадського транспорту, що послідовно реалізується вже багато років з часів ліквідації трамваю на Пушкінській, Центральному ринку і Клочківській. Їх мета — залишити огризок мережі з Новожаново до Південного вокзалу чи, може, до Іванівки, щоб списувати кошти на утримання такої «кастрованої» системи, а потім і повна ліквідація трамваю у Харкові. Не здивуюсь, коли трамвайний рух на Салтівці та ХТЗ припинять через «дефіцит рухомого складу», а потім прийде черга лінії на Одеську через «економічну недоцільність перевезень», — анализирует там же Сергей Любчич. — Хоча трамвай може зникнути у «природний спосіб», разом із руйнуванням критичної інфраструктури з подальшим масовим виїздом населення, яке потім не повернеться. Питання не у кількості населення міста, а у пасажиропотоках, які трамвайна система обслуговує. Можна і в місті-мільйоннику возити повітря, якщо маршрут прокладений між промзонами без урахування потреб пасажирів. Ця проблема була і у довоєнному Харкові: старі трамвайні маршрути не відповідали новим потребам пасажирів (точніше, не зовсім відповідали). Зараз Терехов і Ко хочуть скоротити мережу так, щоб трамвай повністю втратив можливість для розвитку і реалізації своїх конкурентних переваг (у майбутньому) як магістральний транспорт, а як транспорт підвозу з невеликим пасажиропотоком його задавлять маршрутки, як більш гнучкі і менш залежні від капітальних інвестицій у інфраструктуру. До прикладу, порівняйте житловий масив Новоселівка, який вивозили до метро трамвай і маршрутка, при такій організації руху основну масу людей вивозила маршрутка».

Смотрим по теме: «Не разрушат, так раздербаним сами»: транспортный специалист о последствиях демонтажа трамвая для Харькова.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - c5SJB4x.png
И сентябрьское продолжение банкета на Мироносицкой — от Веснина почти до площади Первого мая. Фото Виктора Дворникова

Смотрим по теме: Как развивать общественный транспорт через объединенную профсоюзную систему? Революционный опыт Испании.

Ландшафтная дизайнерка Ольга Лакиза делает вывод: «В Харькове останутся или владельцы машин, или живущие около метро, или те, кому некуда деться (и будут ездить маршрутками-карсанами до ближайшего метро). В принципе, никого особо не испугает такой расклад». Но этого еще мало. В субботу появился и такой крик души:

«Как известно, всем электротранспортным депо Харькова не платится зарплата. Июльская зарплата, которая должна была быть выплачена в полном объёме ещё 5-10 августа, не выплачена до сих пор. Многие люди уже сидят полностью без денег, и вроде как с понедельника народ собирается начать бастовать.
Но забастовка в военное время — далеко не самый лучший вариант, потому как по нынешнему законодательству бастовать запрещено, а вот не платить зарплату — сколько угодно. Если начнут прессовать, то мало не покажется. Учитывая крайне напряжённые отношения с руководством никто будущее участие в забастовке не анонсирует. Все понимают, что в условиях военного времени могут быть репрессии. Народ уже измучился за полгода без средств к существованию сидеть. Платят копейки, и те крайне нерегулярно. 5-6 тысяч в месяц — это нормально. Чем мотивируют? А ничем. Не нравится — проваливай. В мирное время стояли бы уже давно».

Тот же информатор в понедельник добавил нам: «Сегодня забастовка не состоялась, народ решил подождать, что руководство расскажет на собрании, которое проходило в Октябрьском депо. На собрании был представлен новый директор департамента взамен Дульфана, некий Кузнецов, мы очень рады его видеть, но на этом собственно говоря всё. Яркий спич нового руководства как две капли воды походил на шедевральное высказывание Димона-айфончика: «денег нет, но вы держитесь». К сожалению, у нас сильно инертный и запуганный народ, и я не думаю, что они решатся на забастовку. Было бы это в какой-нибудь задрыпанной Европе, там бы не только была забастовка, но и всё городское руководство вынесли бы вместе с креслами. Будут терпеть. Вся надежда на максимальное освещение этого вопроса. Народ не решается на радикальные меры. Теоретически могут наказать раздачей повесток. Бронь есть, но не у всех». Пришедший на место Дульфана новый глава Департамента инфраструктуры — это, вероятно, Никита Кузнецов, в 2019 г. координировавший создание в Харькове муниципального таксопарка, который так и не появился.

«Они вместе» решили за нас, харьковчан… Фото Виктора Дворникова

Смотрим по теме: Харьковским коммунальщикам вместо зарплаты выдают продуктовые наборы, предназначенные для тех, у кого нет средств к существованию.

По словам Константина Дворниченко, инструктора КП «Троллейбусное депо № 2», по поводу невыплаты зарплаты работникам городского электротранспорта сегодня была встреча с руководством Департамента инфраструктуры. «Новый директор департамента Кузнецов только заступил на должность, поэтому сразу извинился в возможных косяках. Об этой проблеме в городе знают (уже хорошо) и занимаются ее решением. Проблема упирается в киевское казначейство, их человек сидит в Киеве и мониторит ситуацию. На приоритете находятся военнослужащие, ну а мы в хвосте очереди. Пообещал закрыть вопрос по зарплате до 16 сентября, после чего, если ничего не случится, то встретится снова. Обещали рассмотреть вопрос введения добровольной оплаты за проезд через тикет, хотя я не понимаю механизма прохождения денег в этом случае. На вопрос, почему в Харькове самая низкая зарплата по отрасли, ответ был дан в духе, что сейчас никто повышать её не будет, потому как в городе стоит буквально всё и налоговых поступлений нет. Коллектив остался крайне недоволен таким исходом, очень многие готовы с завтрашнего дня начать бессрочную забастовку. Народ настроен решительно. Лучше бы забастовка случилась, она бы притормозила объективно идущие процессы. Работники, не связанные с управлением, бастуют давно. Агентура из трамвайного депо донесла, что вчера бригада слесарей осмотра демонстративно целый день играла в домино и не притронулась ни к одному вагону. Коллектив троллейбусных депо разбегается со страшной силой, в трамвайном всё еще хуже. Работать бесплатно или за минимальную зарплату с такой ответственностью — удовольствие весьма сомнительное. Даже при всей заднице с работой в стране альтернативные варианты находятся. А потом, после войны, окажется, что трамвай нужно закрывать, потому что в депо никто не остался». Вот и всё, что известно к этому часу.

Павел Храмов резюмирует изложенное: «Каждый день мне на глаза попадаются посты реальных водителей харьковских депо, которым не выплачивают зарплату по несколько месяцев. Зарплату урезанную и очень низкую, между прочим. И как-то неудобно получается: их сделали волонтерами без их согласия. Причем не они определяют объем помощи, который оказывают городу, потому для для них это обычная работа. В это время каждый, кому не лень, нахваливает крутых харьковских коммунальщиков (ненавижу это слово!). Они обеспечивают жизнедеятельность города в таких сложных условиях. Но благодарна ли громада на самом деле этим людям? И это все еще как-то можно было понять, если бы в бюджете не выделялись деньги на откровенную дичь — реконструкция Веснина, ремонт аттракционов и так далее. И это лишь публичная информация. Многие приближенные в личных разговорах говорят, что объем воровства поражает, война ничему не научила. Воровство — это не просто низкая эффективность использования ресурсов, это еще и когда ты не даешь тем, кто пашет, чтобы хватило денег на какую-нибудь схемку. Речь идет ведь о нескольких миллионах гривен. Напомню вам, что цветы для города заказали на 27 млн. А реконструкция лишь ул. Веснина — более 100 млн (теперь сложно понять). Да, можно и нужно говорить про инертность тех, кто дает себя так использовать, про то, что они не могут протестовать большинством. Но это не снимает ни на минуту ответственности с тех, кто распределяет деньги. Это аморально». Ну а мы будем следить за ситуацией и обновлять этот материал, если завтра будут какие-либо новости насчет стачки.

Очередные обещания…

UPD. Утром в четверг 8 сентября водители троллейбусов действительно отказывались выходить на маршруты. К ним присоединились водители автобусов Karsan. Трамваи в это время работали. Если до 16 сентября выплат не будет, рабочие грозятся забастовать бессрочно. А новым главой Департамента инфраструктуры все-таки стал однофамилец упомянутой нами персоны. Но сути это не меняет — он вообще выходец из среды таксистов.

Напоследок добавим, что «Ассамблея» уже давно разбиралась, как городские власти зарабатывают на замене электротранспорта маршрутными автобусами.

Кроме того, напомним, как прошлой осенью харьковские метрополитеновцы добились выплаты зарплат выйдя на митинг под администрацию.

3 Replies to “Из центра Харькова убирают трамвай, а электротранспорт на грани забастовки из-за долгов по зарплате”

Comments are closed.