Рабочие «Электротяжмаша» впервые вышли митинговать под ХОГА, а метрополитеновцы под свое управление

Рабочие «Электротяжмаша» впервые вышли митинговать под ХОГА, а метрополитеновцы под свое управление
Приглашение на акцию неделю назад. Фото из заводской группы

Сегодня утром, 26 ноября, коллектив бывшего машиностроительного флагмана, где осталось работать всего около 2000 сотрудников и сотрудниц, вышел поговорить с руководством области. По подсчетам очевидцев, участие приняли примерно 200-250 человек.

Кто-то пришел требовать выплаты зарплаты, кто-то просто поинтересоваться перспективами предприятия и его государственной поддержки, некоторые всерьез обеспокоены предстоящим 21 декабря внеочередным собранием акционеров по присоединению ЭТМ к созданному 27 августа АО «Украинские энергетические машины» — т.е. переименованному «Турбоатому». В анонсе события, опубликованном в неофициальном чате рабочих, указывались такие причины и цели мероприятия:

«Уважаемые заводчане, профсоюз и инициативная группа убедительно просят Вас прийти на митинг. Все вы, вот уже два года, варитесь в котле обещаний стабильности и светлого будущего, которые эти же 2 года всё никак не наступают. Постоянные задержки зарплат доходят до трех месяцев, простой в работе недели и месяца, отсутствие работы и дальнейших благоприятных перспектив — это реальность на заводе и большие проблемы для его работников.
Вы можете, конечно, как всегда, посидеть дома, поплакаться родным, друзьям о своих проблемах, также можно обсудить проблемы в раздевалках и в общественном транспорте, когда едете домой с работы, можете просто промолчать.
Митинг не обязательно поможет решить все ваши проблемы, да и не факт, что решит, но если остаться в стороне, отсидеться и отмолчаться, не попытавшись обратить на себя внимание, то 100% что тогда точно ничего не изменится.
Вам просто продолжат рассказывать о светлом будущем, кормить обещаниями, а вы будете тихонечко сидеть и ждать, а другие тихонечко напишут заявление и уволятся.
Давайте всё же попробуем быть людьми думающими, сопереживающими и ответственными за себя, своё будущее, будущее своих близких, друзей и коллег».

Смотрим по теме: «Электротяжмаш» тонет в долгах и исках, обваливших стоимость его активов до минимума

В центре — и.о. гендиректора «Электротяжмаша» Виктор Бусько, также прибыл гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин. Прислано нам участником митинга

Смотрим по теме: Харьковский авиазавод вышел на протестную демонстрацию в центр Харькова.

«О каком запуске моторного производства вообще может идти речь, если УЭМ в лице гендиректора, судя по всему происходящему, нет до этого производства никакого дела. Все вращается вокруг турбо-гидро. Моторное просто похоронят, и с мощностями, и с обслуживающим персоналом. Руководителю УЭМ его не интересно развивать, у него другие интересы. Если бы были заказы, ситуация не имела бы такой печальный вид, — отмечает работающая на ЭТМ 20 лет Екатерина Леонова. — «Электротяжмаш» делают всего лишь второстепенной площадкой. Так у нас в стране «любят» поднимать промышленность. И сказки, которые нам любят рассказывать, уже давно не влекут «сладких» снов. И права наши в этом концерне, вероятней всего, отстаивать уже никому не дадут. Думаю есть о чем поразмыслить накануне митинга».

Между тем, тяжмашевская котельня работает в дежурном режиме, т.к. для полноценного отопления нужны крупные суммы, которыми завод не располагает. Поэтому придется топить другими средствами, делать шатры и т.д. Долги за свет реструктуризировали. Трудовой график в декабре останется без изменений — на 2/3. Контракты и договора есть, но пока их боятся заключать — ждут пока всё утрясется. Об этом шла речь во вторник 23 ноября на встрече коллектива с советником гендиректора Виталием Чередником и главой профкома Дмитрием Никоненко.

Второй, помимо этого, говорил, что недопуска невакцинированных к работе быть не должно, т.к. их около 80% и предприятие в таком случае будет парализовано. Однако на совещании в конце смены вчера вечером появился приказ об обязательной вакцинации: с 9 декабря непривитых могут уже не пускать на работу. Тем не менее, на митинге этот вопрос не поднимался, т.к. повестка была заявлена иная.

Уведомление ХОГА о мероприятии тоже сделал профбосс Никоненко, которому это поручила инициативная группа, ранее пытавшаяся выразить ему недоверие из-за бездействия в защите трудовых прав. «Каждый делает выводы сам. Я делаю вывод такой: на заводе есть инициативная группа людей, которым небезразлична их судьба и судьба их завода, также есть активные рабочие, которые хотят принимать активное участие в его жизни. Еще есть глава профсоюза, который поставил подписи под документами на митинг и постоянно получает давление за этот поступок, но не устает считать этот митинг нужным для рабочих», — считает один из инициаторов сегодняшнего протеста Дмитрий Дренин. В сухом остатке — обещание закрыть долги по зарплате за сентябрь до конца следующей недели…

Сегодня же сотрудники КП «Харьковский метрополитен» вышли на пикет с требованиями погасить долг по зарплатам, выплачивать деньги в фиксированные даты, выделить средства на ремонт вагонов. Несколько десятков их собрались возле админздания предприятия на улице Рождественской, в основном это были машинисты. При этом в администрации КП утверждают, что на данный момент долгов по зарплате почти нет: деньги за октябрь выплачены полностью. В то же время есть небольшая задолженность по авансу за ноябрь, который выплачен частично.

Машинист Александр Куцин: «Нам нужна стабильность в виде зарплаты, когда нет стабильного финансирования ни в виде зарплат, ни в виде покупки запчастей, то это вносит определенный диссонанс в работу как коллектива, так и метрополитена, нам нужна стабильность, стабильное финансирование, стабильная зарплата, и всё»

Протестующие встретились с руководством предприятия и договорились, что коллективы выберут делегатов, с которыми продолжатся переговоры по проблемным вопросам. В мэрии сообщили, что для погашения долга перечислили 15,5 млн гривен. Финансовые проблемы якобы возникли в результате уменьшения количества пассажиров в подземке из-за пандемии: «Зарплаты мы выплачиваем и доплачиваем. Да, могут быть определенные задержки по заработной плате, мы сегодня перечислили деньги, и зарплата будет выплачена. Я думаю, что у нас ситуация по метрополитену нормальная, стабильная, и мы больше к этой теме возвращаться не будем». Если раньше метрополитен ежедневно перевозил 1-1,2 млн пассажиров, то сегодня — в среднем 450 тыс. в день.

Кроме того, добавим, что этой осенью «Ассамблея» разбиралась, с чем связано объединение харьковских вузов и выступления против него.

Также информировали о результатах масштабного анонимного опроса, показывающего, легко ли в Харькове обзавестись поддельным Covid-сертификатом.